Антарктические айсберги оказались горячими точками жизни

Необычное зрелище: растаявшая вода стекает водопадом с одного из изучаемых айсбергов. В частности, за счёт этого и возникает «эффект гало» (фото Kim Reisenbichler).

Всё чаще откалывающиеся антарктические айсберги становятся «населёнными пунктами» для разных форм жизни: верхняя часть — для птиц, а подводная – для морских обитателей. Об этом сообщили учёные из коллектива под руководством Кеннета Смита (Kenneth L. Smith) – учёного из Исследовательского института Аквариума залива Монтерей (Monterey Bay Aquarium Research Institute — MBARI).

В своей работе исследователи подвергли изучению два айсберга, дрейфующих в море Уэдделла у берегов западной части Антарктиды.

Эти айсберги, отрываясь от ледяного покрова материка, уносят с собой некоторые вещества, осевшие в них в процессе медленного многолетнего замораживания воды (пыль, органика и тому подобное). Исследователи обнаружили, что эти вкрапления по мере таяния льда попадают в воду и создают в море своего рода гало, окружающее айсберг.

Эти вещества привлекает к себе различных представителей живой природы. В результате биологическая активность в области этого гало заметно увеличивается, а его центр – айсберг – становится «горячей точкой» жизни.

Так, в ходе наблюдений обнаружилось, что айсберги привлекают к себе птиц, ищущих корм. Кроме того, используя дистанционно управляемого робота с видеокамерой, учёные обследовали «дно» айсберга. Благодаря этому удалось выяснить, что со временем подводная часть айсберга обрастает фитопланктоном и прикрепляющимися к ней морскими рачками.

Интересно, что, по замечанию исследователей, эти организмы могут служить «накопителями» углерода. Так, фитопланктон потребляет из атмосферы углекислый газ в процессе фотосинтеза. Затем, погибая, эти организмы опускаются на дно — разумеется, вместе с потреблённым углеродом, — где он будет находиться в течение многих лет.

По словам Смита, этот аспект ещё потребует дальнейшего изучения, так как представляет большой интерес для экологии.

Подробности исследования рассказаны в публикации в журнале Science.

Читайте также о поющем айсберге и айсбергах для Луны.

Заодно можете почитать о других открытиях MBARI — пушном крабе, красном флуоресцентном беспозвоночном, и червях, пожирающих китов.

Учёные впервые промерят весь лёд в Арктике