Паучьи сети раскрывают тайны окружающей флоры

Паук, корпевший над этой сетью, вероятно, не догадывался, что его произведение окажется объектом исследования палинологии — дисциплины, изучающей пыльцу и споры растений (фото AP/Jack Rendulich).

Чтобы узнать о том, какие растения есть на какой-либо территории, не надо тщательно выискивать и идентифицировать каждый вид. Для этого нужно всего лишь найти паутину, сплетённую местными пауками. К такому результату пришла международная группа исследователей под руководством профессора Чэн-Сэнь Ли (Cheng-Sen Li), сотрудника института ботаники (Institute of Botany) Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences).

Как учёные пришли к этой мысли – неизвестно. Но, так или иначе, они решили исследовать образцы паутины, найденные ими в провинции Юньнань на юге Китая.

Для этого они собрали самые большие «полотна», независимо от того, к какому виду относился «автор». Придя в лабораторию, исследователи растворили паутину и извлекли из полученного раствора пыльцу и споры. Затем экспериментаторы стали классифицировать эти микроскопические находки.

В результате подсчёта найденных крупиц пыльцы оказалось, что в целом по ним можно составить представление о растительности, находящейся в этом районе. Однако учёных крайне озадачило то, что они практически не обнаружили спор мхов и папоротника, которые должны легко переноситься ветром.

Единственное объяснение этого, которое предложил Чэн-Сэнь, заключается в том, что его коллеги взяли паутину с травы и с деревьев, куда пыльцу и споры легко могут занести воздушные потоки. Однако, по мнению учёного, этот способ опыления «неудобен» для папоротников, и их споры в основном передаются через водную среду, поэтому в воздухе, а значит, и в паутине, их не так много.

По словам Норманна Плетника (Norman I. Platnick), арахнолога из Американского музея естествознания (American Museum of Natural History), прокомментировавшего исследование, но не участвовавшего в нём, до этого не придавалось большого значения пыльце в паутине. Раньше во «взаимоотношениях» пауков и пыльцы науку всерьёз интересовал только один аспект – её потребление мелкими арахнидами. А теперь биология дополнилась новым методом изучения растительности.

Результаты исследования опубликованы в «Обозрении палеоботаники и палинологии» (Review of Palaeobotany and Palynology).

Читайте также о том, как паутина помогает в создании искусственного шёлка и прочих биоматериалов. А ещё узнайте о суперпаутинах для тысяч пауков.

Ещё цветочки: на стальной трубе вырос Удумбара