Жуки удивили биологов подходами к улиткам

С маленькой головой раковину жуку можно не ломать. Исследователи предлагают, что такие «обмены» между силой и ловкостью могли вызвать эволюционное разнообразие не только среди насекомых, но и у птиц, рыб и саламандр (фото Junji Konuma).

Японские биологи — Юндзи Конума (Junji Konuma) и Сатоси Чиба (Satoshi Chiba) из университета Тохоку (Tohoku University) — обнаружили, что жуки одного вида Damaster blaptoides по-разному приспособились для охоты на улиток из-за отличий в размерах собственных голов, наладив своего рода «функциональный обмен ресурсами».

Damaster blaptoides бывают двух типов: с крепкой большой головой или с удлинённой маленькой. Эксперименты показали, что мелкоголовые жуки предпочитают нападать на улиток с толстой раковиной и большим «входом» в неё — их голова проходит в отверстие.

А большеголовые выбирают улиток с «тонкостенными» раковинами (которые они способны сокрушить своими мощными челюстями) и маленьким отверстием, так как их «негабаритные» головы в него никак не проходят.

Как тут не вспомнить сказку про лису и журавля?

Учёные говорят, что обе стратегии адаптации эффективны, и такого рода «обмены» между сильными и ловкими (на те боже, что нам не гоже) приводят к эволюционному разнообразию в морфологии животных.

Любопытно, что улитки тоже не отстают и параллельно «развивают» свою морфологию: они либо удлиняют свои раковины, чтобы затруднить хищнику штурм через «главный вход», либо закручивают свои ракушки, чтобы те были прочнее и лучше противостояли грубой силе. Улитки вообще — хитрые «ребята».

Результаты исследования Конумы и Чибы опубликованы в журнале American Naturalist.

Предлагаем вам почитать о жуках, которые обладают самым белым покрытием, ориентируются по лунному свету, борются с агрессивным растением, пожирают статую и очищают скелеты животных.

Паучьи сети раскрывают тайны окружающей флоры