Биологи спасли вторую биосферу от разрушения

Оранжерея Biosphere 2 позволяет моделировать сразу несколько разных экосистем: тропики, пустыни, саванны, леса, различные водоёмы; включая практически все природные циклы веществ в них (фото University of Arizona).

Самая крупная в мире замкнутая искусственная экосистема — «Биосфера-2» (Biosphere 2) — возвращается к жизни и к научным исследованиям благодаря учёным из университета Аризоны (University of Arizona), которые арендовали этот уникальный комплекс на следующие три года (и попробуют продлить договор до 10 лет).

Расположенный в горах Санта Каталины к северу от Тусона герметично закрытый стеклянный дом-оранжерея, площадью примерно 1,3 гектара, был построен 20 лет назад компанией Space Biosphere Ventures на средства ($200 миллионов) филантропа Эдварда Басса (Edward Bass).

Это искусственная экосистема, в которой можно было в беспрецедентном масштабе проверить возможность создания самообеспечиваемых космических колоний с замкнутыми биологическими циклами.

Историю «Биосферы-2» (подразумевается, что «первая» — это сама Земля) можно назвать драматической. Её самый крупный (но не единственный) эксперимент по выживанию команды людей в полностью замкнутой среде — провалился.

Правда, 8 человек прожили под герметичным стеклом ровно 2 года (в 1991-1993 годах)! Но им приходилось сильно голодать, несмотря на то, что под куполом они выращивали бананы, арахис, бататы и другие культуры.

Внутренние конфликты также доставили обитателям «второй биосферы» массу проблем. К тому же на протяжении двух лет у них медленно падал уровень кислорода (по 0,3% в месяц), так что к концу опыта здоровье обитателей сильно пошатнулось из-за кислородного голодания.

Учёным даже пришлось нарушить чистоту эксперимента — впрыснуть кислород под купол. Уровень углекислого газа также прыгал крайне сильно: почти все животные и насекомые, закрытые в доме вместе с людьми, погибли.

Ныне «Биосфера-2» находится под угрозой уничтожения. Точнее уничтожения именно в качестве уникальной лаборатории. Ей грозит переоборудование в банальный туристический комплекс или жилой посёлок. Сейчас сооружение, сменившее вместе с прилегающими к нему 650 гектарами земли нескольких хозяев, принадлежит компании Fairfield Homes.

Но на днях спасение для «Биосферы-2» пришло от университета Аризоны, сумевшего договориться с хозяевами комплекса о его сохранении в неизменном виде и о проведении там опытов (на что учёным выделил деньги всё тот же мистер Басс).

Биологи исследуют с помощью «Биосферы-2» воздействие тех или иных изменений в количестве и распределении различных видов растений на водный и углеродный циклы саванн и кустарниковых степей. Они занимают треть суши, так что опыт поможет лучше понять механизм земного климата и последствия глобального потепления.

Известие об аренде обрадовало Джейн Пойнтер (Jane Poynter), члена той самой команды, что прожила под куполом 2 года. Она мечтает, что специалисты из университета Аризоны далее перейдут и к экспериментам по астробиологии, и к имитации замкнутых космических колоний — для чего грандиозный комплекс изначально и строился.

Узнайте о том, как биолог прожил 12 дней на дне озера внутри искусственной экосистемы, и о том, зачем NASA регулярно отправляет астронавтов на дно океана.

В Японии раки съели остров