В MCG +05-43-16 сверхновые взорвались друг за другом

На снимке две сверхновые, взорвавшихся — по космическим меркам — практически в один момент. Изображение получено в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах (фото Stefan Immler NASA/GSFC, Swift Science Team).

Две сверхновые вспыхнули в одной и той же галактике с интервалом всего в пару недель, тогда как подобные события обычно отстоят друг от друга на десятилетия. Об этом небывалом происшествии, случившемся в созвездии Геркулеса, стало известно благодаря наблюдениям, проводившимся с помощью космической обсерватории Swift.

Галактика MCG +05-43-16, где случились эти катаклизмы, находится на расстоянии в 380 миллионов световых лет от Земли. Астрономы не ожидали увидеть ничего подобного в том районе, так как взрывов сверхновых там раньше не наблюдалось.

Также учёные посчитали интересным то, что эти вспышки относятся к разным типам.

Так, сверхновая SN 2007ck, которую впервые увидели 19 мая, относится к типу II. Это говорит о том, что ядерное топливо внутри звезды закончилось, и  она подверглась гравитационному сжатию, в результате которого последовал взрыв, уничтоживший звезду.

Сверхновая SN 2007co, которую в той же галактике увидели 4 июня, относится к другому типу – Ia. Такие взрывы происходят в том случае, когда белый карлик находится в двойной системе и «накручивает» на себя очень много вещества со своего компаньона, в результате чего превращается в термоядерную бомбу.

По словам астрофизика из NASA Стефана Иммлера (Stefan Immler), в большинстве галактик взрывы сверхновых обычно бывают куда реже – раз в 25, а то и 100 лет.

По словам учёных, такие взрывы, следующие друг за другом в одной галактике, крайне редки. Более того, пара вспышек сверхновых, отделённых столь коротким интервалом, зарегистрирована астрономами впервые. Однако это не говорит ничего особенного о MCG +05-43-16. Ведь эти сверхновые находятся в разных точках этой галактики, удалённых друг от друга на тысячи световых лет.

Читайте также о том, как Swift зарегистрировал гибридную гамма-вспышку, выброс звёздного вещества и рождение чёрной дыры.

О запуске Swift читайте здесь.

NASA подарит МКС частному бизнесу