Облака Юпитера изменили окраску

Снимки от 25 марта и 5 июня 2007 года (фрагменты) показывают крупные перемены в строении облачного слоя околоэкваториального района планеты (фото NASA, ESA, A.Simon-Miller/Goddard Space Flight Center, A.Sánchez-Lavega, R.Hueso, S.Párez-Hoyos/University of the Basque Country, E.García-Melendo/Esteve Duran Observatory Foundation, G.Orton/JPL).

Астрономы зафиксировали самые сильные и быстрые глобальные перемены в облике газового гиганта за всё время его наблюдений при помощи камеры высокого разрешения орбитального телескопа Hubble.

Крупные изменения произошли за последние несколько месяцев с облачной системой на экваторе Юпитера и в прилегающих к нему районах.

Белые участки атмосферы, называемые зонами (это более высокие слои облачности), потемнели и приобрели коричневый оттенок, трансформировавшись в так называемые пояса. Соседние же с экватором коричневые пояса (более глубокие облака), напротив, побелели, превратившись в зоны.

Также сильно изменился размер и (или) цвет целого ряда облачных вихрей, лежащих выше и ниже экватора.

К примеру, белая «лента» выше экватора, опоясывающая всю планету, покоричневела, видимо, соединившийсь с облаками, расположенными глубже в атмосфере (подробнее в пресс-релизе Space Telescope Science Institute).

Такие же глобальные перемены астрономы видели и раньше, но никогда ещё — с высокой разрешающей способностью, доступной телескопу Hubble. К примеру, схожие перемены в облачном покрове Юпитера происходили в 1980-е годы (за ними наблюдали с поверхности Земли) и в начале 1990-х годов, уже после запуска Hubble (но в тот раз снимков столь высокого разрешения не производилось).

Данные изменения вызваны, вероятно, сменой сезонов (год Юпитера равен 12 земным годам). Однако астрономы считают, что им очень повезло — на этот раз быстрые и крупные перемены в форме облаков совпали со сменой их окраски, а также — с возможностью отснять всё это в невиданном ранее разрешении, что поможет планетологам лучше понять динамику атмосферы величайшей планеты Солнечной системы.

Читайте также о работе «фотокорра», которую недавно проделал в системе Юпитера межпланетный аппарат New Horizons.

Мечты о Луне реанимируют ядерные двигатели