Древние люди пережили суперизвержение

Кадр с раскопок, обнаруживших, что мощнейшее извержение на планете, не нанесло сильного урона человечеству (фото Science/National Geographic).

Около 74 тысяч лет назад произошло извержение вулкана Тоба, находящегося на территории современной Индонезии. Это событие считается самым мощным извержением, случившимся на Земле за последние 2 миллиона лет. Однако, согласно данным Майка Петраглиа (Michael Petraglia), антрополога из университета Кембриджа (University of Cambridge), люди, селившиеся недалеко от этого вулкана, смогли выжить.

Согласно оценкам геологов, вулкан исторг 3 тысячи кубических километров магмы, а в результате выбросов в атмосферу начались сернокислотные дожди, поливавшие на огромной территории вплоть до Гренландии. А вулканический пепел, поднявшийся в воздух, а затем осевший на землю, покрыл территорию современной Индии пятнадцатисантиметровым слоем.

Пыль, оказавшаяся в атмосфере, надолго ослабила солнечный свет, что привело к длительному похолоданию, растянувшемуся на несколько столетий. Понижение температуры тогда достигало 3-5 градусов по Цельсию.

Согласно распространённому мнению, это привело к трагическим последствиям, в результате которых численность наших древних предков резко уменьшилась. Однако после раскопок в районе индийской долины Джвалапурам (Jwalapuram) Петралгиа и его коллеги пришли к заключению о том, что влияние грандиозного извержения не было таким уж фатальным.

Археологи обнаружили каменные инструменты над слоем отложений вулканической пыли. Однако, продолжив раскопки, они нашли аналогичные изделия и под ним. Сделанная находка убеждает в том, что люди, жившие там, не очень сильно пострадали. Хотя, как убеждён Петралгиа, у них были «очень и очень тяжёлые времена».

Исходя из этого, учёные сделали вывод о том, что наши предки, жившие в этом районе, уже находились на высоком уровне развития. Данное мнение подтверждает и тот факт, что под слоем вулканической пыли вместе с инструментами была обнаружена охра. Это вещество применялось на заре человечества в качестве красителя, для нанесения изображений, а также для бытовых нужд.

Подробности исследования влияния суперизвержения на наших древних предшественников опубликованы в Science.

Заодно почитайте о взрыве марсианского вулкана, о вулкане Титана, а также о четырёхмерном Везувии-убийце.

Ещё читайте о том, как усилиями человека было временно остановлено современное извержение в Индонезии.

Жизнь в пещерах роднит шимпанзе с предками человека