Астрономы получили один из самых крупных телескопов планеты

Новый телескоп находится в ведении обсерватории Roque de los Muchachos (фото IAC).

Начались первые тесты «Большого канарского телескопа» (Great Canary Telescope — GTC) на острове Ла Пальма. Этот новый телескоп — один из самых крупных на Земле. Астрономы надеются увидеть с помощью GTC чрезвычайно слабые и удалённые объекты и очень рассчитывают на новый инструмент в плане поиска экстрасолнечных планет земного типа и изучения формирования звёзд.

Проект GTC возглавляет институт астрофизики Канарских островов (IAC), а также в нём принимает участие ряд институтов и университетов Мексики и США.

Расположенный на пике высотой 2,4 километра над уровнем моря GTC располагает главным зеркалом диаметром 10,4 метра. Оно способно обеспечить формирование наилучшего изображения в инфракрасном диапазоне, так что с ним учёные рассчитывают, к примеру, не только определять наличие атмосфер на экстрасолнечных планетах, но и получать их характеристики.

Различные тесты телескопа займут примерно год, после чего он будет полностью введён в эксплуатацию.

В настоящее время самыми большими главными зеркалами располагают 11-метровый «Южноафриканский большой телескоп» (Southern African Large Telescope) и телескоп Hobby-Eberly (его главное зеркало имеет размеры 11,1 х 9,8 метра), работающие, соответственно, в ЮАР и США.

Однако самым мощным инструментом астрономов на данный момент следует признать пару телескопов-близнецов обсерватории Кека на Гавайях (W. M. Keck Observatory). Они располагают 10-метровыми зеркалами и могут работать в режиме интерферометра, как одно целое, так что их возможности становятся идентичными одиночному телескопу с зеркалом диаметром 85 метров.

Ещё один знаменательный «двойной» телескоп — это «Большой бинокулярный телескоп» (Large Binocular Telescope), заработавший в 2005-м в США. Он располагает двумя 8,4-метровыми зеркалами и идентичен 11,8-метровому одиночному телескопу.

В самое ближайшее время только одна обсерватория сможет бросить вызов телескопам Кека. Четыре 8-метровых телескопа VLT Европейской южной обсерватории в Чили (ESO) скоро также смогут работать как единое целое. Тогда они будут формировать «картинку», словно один телескоп с главным зеркалом диаметром в 200 метров.

А из уже утверждённых проектов будущего надо отметить "Тридцатиметровый телескоп" (Thirty-Meter Telescope — TMT), который создаёт сообщество американских и канадских университетов, а также 42-метровый "Европейский чрезвычайно большой" (European Extremely Large Telescope — E-ELT), который будет возведён под эгидой ESO.

Основная камера телескопа Hubble прекратила работу