Сверхновую типа Ia астрономы рассмотрели во всех деталях

Художественное изображение SN 2006X, на котором условно показаны внешние слои вещества «невзрывной» звезды-компаньонки, о существовании которых астрономы ранее не знали (фото ESO).

Взрывы сверхновых типа Ia представляют для учёных огромный интерес. Тем не менее, этот процесс, даже несмотря на многочисленные новые открытия, изучен недостаточно. Поэтому сотрудник Европейской южной обсерватории (ESO) астроном Фердинандо Патат (Ferdinando Patat) вместе с коллегами провёл серию самых подробных наблюдений такого процесса с помощью проекта «Очень большой телескоп» (Very Large Telescope — VLT).

Сверхновые этого типа чрезвычайно важны для астрономии — они очень яркие и выглядят практически одинаково. Поэтому они удобны для использования в качестве «маркеров», по которым можно определять расстояния, а также темп расширения Вселенной.

Согласно наиболее принятой в науке модели, сверхновая Ia в «предвзрывном» состоянии представляет собой белый карлик, вращающийся вокруг какой-нибудь звезды и понемногу «ворующий» своей гравитацией её вещество. В тот момент, когда масса карлика достигает некоторого критического предела, и происходит взрыв.

Группа Патата исследовала сверхновую SN 2006X типа Ia в спиральной галактике M100 (она же NGC 4321). Как объясняют сами исследователи, этот объект не имеет никаких аномальных характеристик ни в ультрафиолетовом, ни в оптическим, ни в радиодиапазоне и является вполне типичным.

Благодаря тщательнейшим наблюдениям, которые проводились в визуальном и ультрафиолетовом диапазонах, учёные подтвердили, что взрыв такой сверхновой происходит в результате описанного выше процесса. Также удалось обнаружить некоторые интересные подробности.

В частности, впервые исследователи смогли узнать, как влияет такой взрыв на то, что находится поблизости, среди прочего, на звезду-компаньонку. Так, вокруг сверхновой были обнаружены оболочки из материала, «сдутого» с неё. Как показал анализ данных, это вещество перемещается со скоростью 50 километров в секунду; интересно, что началось это движение примерно за 50 лет до взрыва.

Многие из интересных деталей удалось рассмотреть благодаря большой длительности наблюдений, растянувшихся на четыре месяца. По словам Патата, до сих пор не было столь долгих наблюдений событий, проходивших после взрыва сверхновой.

Подробности исследования опубликовал журнал Sicence.

Читайте ещё о сверхновом взрыве голубого гиганта, а также о других сверхновых: почти синхронных, уничтожившей Столпы Творения и той, которой нет. Узнайте и о том, как подтвердилось участие сверхновых в создании межзвёздной пыли.

Биоскафандры начали давить в нужном направлении