Галактические кластеры столкнулись с невероятной скоростью

Рентгеновский снимок Abell 576, на который наложены контуры газовых облаков, движущихся в нашем направлении (фото University of Michigan/R. Dupke).

Галактический кластер Abell 576, давно озадачивавший учёных, в самом деле состоит из двух сталкивающихся кластеров. Такое открытие сделал Ренато Дупке (Renato A. Dupke), астроном из университета Мичигана (University of Michigan). Однако это далеко не самое удивительное: как показало исследование, такие кластеры движутся в десятки и сотни раз быстрее, чем любые другие объекты такого рода.

Наблюдения Abell 576 и раньше приносили странную информацию. Так, в результате анализа данных этого кластера учёные приходили к заключению, что газ, входящий в него, движется сразу в двух противоположных направлениях.

В новом исследовании Дупке решил уточнить эти сведения. Он использовал данные, полученные с помощью рентгеновских орбитальных телескопов XMM-Newton и Chandra.

Его работа показывает, что газ в Abell 576 состоит из двух частей, принадлежащих двум различным галактическим кластерам. Некоторое время назад они столкнулись, и сейчас происходит их дальнейшее движение друг сквозь друга, приводящее к слиянию в один кластер.

По сведениям Дупке, оба кластера находятся практически на одной линии, совпадающей с направлением взгляда с Земли. Поэтому для нас они сливаются в один объект. Подобные столкновения известны науке, но их доводилось наблюдать, как правило, сбоку (например, кластер 1E0657-56, об одном из исследований которого мы рассказывали тут).

Здесь изображена схема наблюдения сливающихся галактических кластеров в Abell 576. Напомним, что один парсек равен приблизительно 206265 расстояниям от Земли до Солнца (фото University of Michigan/R. Dupke).

Однако ещё более потрясающим оказалось другое. Согласно анализу данных наблюдений, скорость столкновения составляет 3,3 тысячи километров в секунду. Это очень большая величина, которая существенно превышает подобные скорости. К примеру, в недавних исследованиях пуль Ориона и Магеллановых Облаков получены огромные значения скоростей астрономических объектов, но и эти величины на порядок меньше скоростей в Abell 576. Интересно, что, по словам Дупке, существуют компьютерные модели, по которым столкновений галактических кластеров на таких скоростях невозможно.

Подробности исследования изложены в работе, которая в скором времени выйдет в свет в «Астрофизическом журнале» (Astrophysical Journal). Препринт статьи выложен на сервере arXiv.org.

Ещё мы вам рассказывали о том, как в бескрайних космических просторах столкнулись:

Обнаружены криовулканы на Хароне

20 июля 2007

Астрономы нашли 60-й спутник Сатурна