Астрономы нашли экстремально вытянутый планетарный диск

Аномальный диск вокруг HD 15115. Для удобства наблюдения сама звезда закрыта затемняющим диском (фото NASA, ESA, P. Kalas/University of California, Berkeley).

Пол Калас (Paul G. Kalas), известный исследователь планетарных дисков, вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley) сообщил об очередной «неформатной» находке. Рассматривая звезду HD 15115, учёные обнаружили у неё чрезвычайно несимметричный диск. По сравнению исследователей, по виду он похож на иголку, торчащую из звезды.

В привычном представлении такие объекты, как протопланетный диск или уже сформировавшаяся планетарная система, имеют приблизительно кольцевую форму. Диск, находящийся вокруг HD 15115, виден почти «с ребра», поэтому астрономы легко заметили его аномальную конфигурацию.

Такая форма говорит о том, что данная протопланетная система имеет не кольцевую, а резко вытянутую эллиптическую форму.

По предположению Каласа, причиной асимметрии могут являться гравитационные взаимодействия между формирующимися в диске планетами. Однако это не единственная гипотеза.

Также учёные полагают, что в данном случае может иметь место деформация системы, вызванная мощным гравитационным полем. В результате такого интенсивного взаимодействия орбиты одной или нескольких планет могли приобрести сильно выраженную эллиптическую орбиту. Более того, исследователи предполагают, что из-за такого притяжения планеты могли оказаться «вырванными» из гравитационного поля HD 15115 и даже покинуть её систему.

У астрономов уже есть догадка о виновнике такого сценария: таким объектом вполне могла быть звезда HIP 12545, располагающаяся в 10 световых годах от HD 15115. Предположительно, HIP 12545 некогда подошла очень близко к исследуемой звезде и могла вызвать сильные гравитационные возмущения в её системе.

В любом случае, по словам Каласа, пока трудно сказать, что произошло на самом деле, ибо здесь наука имеет дело с чем-то экстраординарным.

Диск вокруг HD 15115 обнаружился ещё в 2000-м при инфракрасных наблюдениях. Его существование подтвердили прошлогодние снимки Hubble. Однако диск оказался настолько нестандартным, что для более тщательного исследования астрономам пришлось изучить его дополнительно с помощью телескопов обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory).

О прочих обстоятельствах исследования астрономы рассказали в статье, размещённой на сервере препринтов arXiv.org, которая в скором времени будет опубликована в Astrophysical Journal Letters.

Ранее мы рассказывали вам о другом «ненормальном» открытии Пола Каласа.

Читайте ещё о планетарных дисках, окружающих двойные звёзды, состоящих из протопланетных пушинок, о тормозящих, гибнущих, а также о раздвоенных и противоположных.

Галактические кластеры столкнулись с невероятной скоростью