Столкновения галактик подкармливают квазары

Сердце квазара — чёрная дыра, засасывающая окружающее её вещество. К счастью, в художественном изображении (иллюстрация A. Simonnet, Sonoma State University, NASA Education and Public Outreach).

Квазары характеризуются очень сильным излучением, но что является источником этой энергии? Астрономы давно предполагали, что она выделяется при поглощении вещества чёрной дырой в центре квазара. В результате исследования, которое провели учёные из Института астрономии в Гонолулу (Institute for Astronomy) Алан Стоктон (Alan Stockton) и Хай Фу (Hai Fu), удалось выяснить, что этот материал квазар получает в результате столкновения двух галактик.

Чтобы ответить на давний вопрос «Откуда берётся вещество, подпитывающее квазары?», гавайские астрономы использовали данные, полученные в результате наблюдений, проводившихся двумя обсерваториями. Новые сведения о том, как подпитываются квазары, были получены посредством спектрометров обсерватории Mauna Kea и орбитального телескопа Hubble.

В ходе своей работы учёные проанализировали ультрафиолетовые спектры 12 квазаров. Они обнаружили, что в основном в состав газа, вращающегося близко к чёрной дыре (на расстоянии порядка 3 световых лет), входят практически только чистый водород и гелий. При этом газ, содержащийся в веществе вокруг самого квазара, содержит много более тяжёлых веществ типа кислорода и углерода.

Согласно Стоктону и Фу, столкновение небольшой галактики, богатой газом, и гигантской галактики с чёрной дырой в центре приводит к их объединению. За счёт приближения вещества внешней галактики к чёрной дыре и возникает интенсивное излучение, из-за которого эту объединённую галактику мы и считаем квазаром. По мнению учёных, это очень распространённый механизм «подкармливания» квазаров (иллюстрация A. Simonnet, Sonoma State University, NASA Education and Public Outreach).

По словам учёных, это связано с тем, что более «чистая» гелиево-водородная смесь в центре квазара появилась в результате его столкновения с другой галактикой. Подтверждением этого явилось наблюдение быстро движущихся облаков из водорода и гелия, движущихся внутри всего квазара.

Подробности своего изыскания учёные сообщили в статье, опубликованной в «Астрофизическом журнале» (Astrophysical Journal).

Читайте также о редчайшем тройном и о невозможном бездомном квазарах.

Узнайте заодно о том, как с помощью гравитационной линзы астрономы смогли рассмотреть квазар и даже заглянуть внутрь него.

Астрономы раскрыли тайну кольца G