Астрономы нашли самую рыхлую экзопланету

Компьютерное изображение TrES-4 около её звезды. Исследователи высказали предположение, что из-за сильной «рыхлости» планеты верхние слои её атмосферы под действием излучения звезды срываются в космическое пространство в виде «кометного хвоста» (иллюстрация Jeffrey Hall, Lowell Observatory).

TrES-4 — так исследователи из коллектива под руководством Георгия Мандушева (Georgi Mandushev), астронома из обсерватории Лоуэлла (Lowell Observatory), назвали недавно найденную экзопланету. Исследователи говорят, что это одна из самых крупных экстрасолнечных планет, найденных транзитным методом, однако это ещё не самое удивительное.

По размеру TrES-4 больше Юпитера на 70%. Но это не значит, что она содержит много вещества — напротив, она очень разреженна и относится к представителям немногочисленного класса малоплотных планет.

Её плотность составляет всего 0,2 грамма на кубический сантиметр, что сопоставимо с плотностью пробки. Эта величина совершенно не вписывается в существующие теории формирования планет, и учёные пока не знают, какой подход следует использовать для объяснения того, как возникают такие объекты.

Интересно, что другая весьма «рыхлая» планета — HAT-P-1, — найденная ранее и тоже считавшаяся чем-то невозможным, оказалась даже чуть более плотной по сравнению со свеженайденной малоплотной планетой.

TrES-4 находится на расстоянии 1,4 тысячи световых лет от Земли. Она обращается вокруг своей звезды (которая известна как GSC 02620-00648) с малым периодом — примерно в три с половиной дня.

Планету нашли с помощью метода, исследующего её транзит — прохождение перед диском своей звезды. Этот способ позволяет узнать линейные размеры объекта, и, по словам Мандушева, эта планета — самая крупная среди найденных таким методом.

GSC 02620-00648 несколько массивнее и ярче Солнца. По уточнению исследователей, существует теоретическая закономерность, согласно которой планеты более крупных звёзд характеризуются более низкой плотностью, однако это правило всё равно не объясняет аномальные параметры TrES-4.

Подробности работы можно будет узнать из статьи, которая выйдет в «Астрофизическом журнале» (Astrophysical Journal).

Читайте о других экстрасолнечных планетах — ближайшей, состоящей из горячего льда, пригодной для жизни (и, гипотетически, ещё одной такой же), чёрном сатурне и юпитере с водой, а также о прочих достижениях экзопланетной астрономии.

К северному полюсу Марса отправлен спускаемый аппарат