Шаттл Endeavour стартовал к МКС

Глава NASA Майк Гриффин (Mike Griffin) охарактеризовал запуск как «лучше и быть не могло» (фото Reuters).

9 августа в полтретьего ночи по московскому времени челнок Endeavour (миссия STS-118) успешно стартовал и отправился к Международной космической станции, сборку которой должны продолжить астронавты.

На борту челнока находятся: Скотт Келли (Scott J. Kelly), командир экипажа, Чарльз Хобог (Charles O. Hobaugh), пилот, специалисты миссии — Дэфидд Вильямс (Dafydd R. Williams), Барбара Морган (Barbara R. Morgan), Ричард Мастраччио (Richard A. Mastracchio), Трейси Колдуэлл (Tracy E. Caldwell) и Бенджамин Дрю (Benjamin Alvin Drew, Jr.).

Новая миссия шаттла в основном схожа по задачам с недавним полётом Atlantis. Ферма S5 — это главная нагрузка Endeavour в нынешнем рейсе к орбитальной станции. Этот сегмент поперечной фермы МКС, весом примерно 2,26 тонны, и должны смонтировать астронавты.

Кроме того, челнок везёт на МКС много запасных частей, продуктов питания, одежду, ряд установок для новых научных экспериментов. Назад же на Землю шаттл привезёт не меньше вещей: это будет мусор, а также узлы и детали, которые более не нужны на станции.

Также астронавты выполнят ремонт МКС, в частности, в ходе этого полёта должен быть заменён один из гироскопов станции, отказавший некоторое время назад.

Барбара Морган, преподавательница математики и английского, впервые попала в программу «Учитель в космосе» в 1985 году, но только теперь осуществила свою (и не только свою) мечту (фото NASA).

Важной особенностью миссии STS-118 является участие в ней учительницы.

Когда-то в агентстве была создана программа «Учитель в космосе» (Teacher in Space). В её рамках готовилась работать на орбите Криста Маколифф (Christa McAuliffe). Но она погибла, вместе со своими товарищами-астронавтами при старте челнока Challenger в 1986 году, а программа «Учитель в космосе» была свёрнута.

Тогда Барбара Морган проходила тренировки вместе с Маколифф и была её дублёром. Морган сохранила связи с NASA и уже в XXI веке завершила новую подготовку к полёту. А давний проект «Учитель в космосе» трансформировался ныне в проект «Преподаватель-астронавт» (Educator Astronaut Project). В чём разница?

Морган — не просто учитель, которого отправили на шаттле в космос для выполнения образовательной части программы полёта, но она первый преподаватель, который прошёл полную подготовку как специалист миссии и стал профессиональным астронавтом.

Так что во время миссии STS-118 Морган будет выполнять несколько задач. Она не только проведёт уроки с орбиты, но и поучаствует в основной работе экипажа шаттла по сборке МКС (в частности, Барбара будет управлять манипулятором шаттла).

Плановая продолжительность миссии — 11 дней. При необходимости она может быть продлена до 14 дней.

Узнайте о том, как NASA подарит МКС частному бизнесу.

Марсоходы воспользовались паузой в пылевой буре