Учёные создали самцов с женским набором хромосом

Саттон — одна из 16 молодых австралийских учёных, которых в этом году поддержала правительственная программа Fresh Science (фото с сайта adelaide.edu.au).

Австралийцы Эдвина Саттон (Edwina Sutton) и Пол Томас (Paul Thomas) из университета Аделаиды (University of Adelaide) совершенно случайно наткнулись на способ создания особей (в данном случае — мышей), которые по всем признакам являются самцами, кроме самого главного — набора хромосом.

Учёные изучали работу гена Sox3 в X-хромосоме, который, как было ранее известно, влияет на развитие мозга в процессе роста зародыша. Авторы исследования искусственно активировали этот ген в определённый момент развития мышей-самок и обнаружили, что создали зверьков, 80% которых оказалось самцами: по внешнему виду, репродуктивным органам и поведению (смотрите пресс-релиз университета).

Заметим, в некоторых прежних исследованиях биологам удавалось «навязывать» самкам мышей при помощи генетических технологий стиль поведения как у самцов, но при этом они по фенотипу оставались самками. Здесь же ситуация более сложная.

«Это первый случай, когда было показано влияние Sox3 на формирование пола. Сделав этот ген активным в зародышах мышей с двумя X-хромосомами на критической стадии развития, мы выключили женское развитие и перевели его на мужское», — заявила Саттон.

При этом, оставаясь по всем ключевым признакам самцами, данные особи несли, как и до вмешательства, женский набор хромосом, то есть XX, вместо XY. Стало быть, генетически они являлись самками. Что также интересно — все эти мыши оказались бесплодными.

Саттон и Томас считают, что более тщательное изучение работы гена Sox3 может помочь учёным в понимании природы генетических нарушений в половом развитии у людей.

Узнайте также о половом различии стволовых клеток.

Решена загадка 1% отличия человека от обезьян