Геологи нашли алмазы в древнейшем цирконе

Лучшие друзья девушек — это, ясное дело, бриллианты. Но с такими алмазами внутри древнего кусочка циркона им вряд ли захочется подружиться: размер самых крупных не превышает 70 микрометров (фото Thorsten Geisler-Wierwille).

Самые древние в мире алмазы обнаружили исследователи из группы под руководством Мартины Меннекен (Martina Menneken) — геолога из университета Мюнстера (Westfälische Wilhelms-Universität). Возраст бесценной находки, по их данным, составляет 4,3 миллиарда лет.

Возраст нашей планеты оценивается ориентировочно в 4,6 миллиарда лет. Однако науке мало известно о том, что происходило с ней более 4 миллиардов лет назад.

Чтобы узнать подробности об этом раннем периоде земной истории, учёные нередко исследуют кристаллы древнейшего минерала циркона, сформировавшиеся в то время. Циркон заинтересовал и Мартину Меннекен, но она решила изучать не сам минерал, а микроскопические включения в нём.

Среди включений в кристаллах циркона, найденных в австралийском горном массиве Джек-Хиллс (Jack Hills), учёные обнаружили крошечные алмазы. С помощью существующих методов исследователи без труда смогли датировать циркон, определив, что возраст образцов, с которыми они работали, составляет от 3,1 до 4,3 миллиарда лет. Следовательно, и возраст включённых в них алмазов должен быть не меньше.

В земной коре алмазы возникают при сильном давлении, это значит, что они находились на глубине 100-150 километров. А это свидетельствует о том, что во время более 4,3 миллиарда лет до нас кора была подвижной (так как находка была сделана, очевидно, на куда меньшей глубине).

До сих пор такого мнения о тектонической активности того времени придерживались немногие учёные, в то время как другие полагали, что процесс движения плит начался не раньше 3-4 миллиардов лет назад.

Меннекен и её сотрудники пока не могут точно объяснить сильный разброс в датировке находок, превышающий миллиард лет. По их предположению, все эти алмазы возникли 4,3 миллиарда лет назад, а затем по какой-то причине на протяжении долгого времени примешивались к циркону, возраст которого был неодинаков.

Интересно, что, по предыдущей оценке, возраст древнейших алмазов оказался почти на миллиард лет меньше.

Результаты работы опубликованы в статье в Nature.

Это открытие вызвало некоторый скепсис у Иэна Уильямса (Ian Williams), геолога из Австралийского национального университета (Australian National University), который в данном исследовании участия не принимал. Он полагает, что на самом деле в циркон разного возраста попадал графит, который под действием внешних факторов намного позже превращался в алмаз.

«Я думаю, что эти алмазы в действительности молодые, но буду счастлив, если меня опровергнут», — сказал Уильямс.

Кстати, если вам нужны чёрные алмазы из глубин Вселенной, то вы их найдёте на Земле. А если вы собираетесь искать их на Уране, то разочаруетесь очень скоро.

В Долине Смерти почему-то ползают камни