Шимпанзе умеют сопротивляться соблазнам

В эксклюзивном интервью этот шимпанзе рассказал, что обладает высоким уровнем самосознания, но умеет сопротивляться далеко не всем соблазнам (фото с сайта chethams.org.uk).

Дети часто используют простой «трюк»: когда их просят часок не шуметь, они просто находят себе какое-нибудь занятие, чтобы желания баловаться не появлялось. Любопытно, что по результатам исследования учёных из университета Джорджии (Georgia State University) — Майкла Берана (Michael J. Beran) и Теодора Эванса (Theodore Evans), — похожей стратегии придерживаются и шимпанзе, пытающиеся при необходимости избежать соблазнов.

Исследователи провели серию опытов с четырьмя шимпанзе.

В первой они предлагали животным подходить к автомату, раздающему конфеты. У шимпанзе была возможность в любой момент попытаться забрать сразу все конфеты, но при такой попытке автомат просто прекращал выдачу конфет. Поэтому шимпанзе после нескольких таких экспериментов старались как можно реже брать конфеты, чтобы получить их в общей сумме как можно больше.

В других опытах сценарий был немного похож: шимпанзе должны были как можно дольше не подходить к автомату с конфетами. Чтобы было, на что отвлечь внимание, им исследователи дали игрушки. Если обезьяны могли достаточно долго не подходить к автомату, «развлекая» себя игрой, то они по истечении некоторого времени получали долгожданную конфету. Оказалось, что и в этом случае шимпанзе научились тянуть время, борясь с соблазном.

Чтобы проверить, действительно ли игрушки помогали шимпанзе целенаправленно отвлекать собственное внимание, Беран и Эванс слегка модифицировали эксперимент. Учёные дали шимпанзе возможность видеть конфеты, наполняющие автомат, но доступа к контейнеру со сладостями у обезьян не было.

Оказалось, что и в этом случае шимпанзе старались отвлечь собственное внимание игрушками, чтобы хоть как-то «укротить» желание съесть конфету.

Как говорят исследователи, их работа продемонстрировала, что у животных есть способность к самосознанию, реализующаяся на более сложном уровне, чем биологи считали ранее.

Увы, нам неизвестно, все ли права шимпанзе соблюдались в этом исследовании. Трудно узнать это точно, но, по-видимому, все — ведь статья с его подробными результатами будет вскоре опубликована в престижном научном журнале Biology Letters.

Читайте также о секрете прямохождения шимпанзе, их охотничьих копьях и о незначительном отличии этих животных от нас.

Вóроны используют набор инструментов и логику