Астрономы впервые наблюдают кольца Урана с ребра

Уран 28 мая 2007 года. Кольцевую систему в таком расположении Уильям Гершель (William Herschel), открывший планету в 1781 году, обнаружить, очевидно, не смог бы (фото W. M. Keck Observatory, Marcos van Dam).

Наконец астрономам представилась возможность детально рассмотреть кольца Урана при их очень редком расположении относительно земного наблюдателя — с ребра. Особенно старательно такое событие, происходящее всего один раз в 42 года, фиксируют телескопы обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory) и, конечно, старичок Hubble.

Интересно, что последний поймал в кадр урановые кольца в первый раз ещё в 2003-м году, однако их стали изучать только после того, как заметили их на снимках 2005-го.

Уран, напомним, это седьмая от Солнца планета с экваториальным диаметром 51 тысяча километров. Это газовый гигант, который обладает довольно спокойной атмосферой — в отличие от бурного Юпитера и странного Сатурна.

С «официальной» точки зрения, в этом году с открытия колец Урана исполняется тридцать лет. По менее популярному мнению — аж 218. В чём дело? Да это целая детекивная история!

Снимки Урана, полученные в 2003-м, 2005-м и в 2007 годах. Последний — самый свежий, сделан «Хабблом» 14 августа (фото NASA, ESA, M. Showalter/SETI Institute).

Тем не менее, серьёзно изучать кольца Урана начали не так давно — после того, как в 1986 году их довольно близко сфотографировал аппарат Voyager 2.

Недавние исследования показали, что яркость колец Урана почему-то ослабевает со временем. Это непонятное потемнение интересует и исследовательницу Имке де Патер (Imke de Pater), профессора астрономии и планетологии из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley).

Де Патер давно занимается этой проблемой и в своей статье (опубликована в Science), подготовленной вместе с другими учёными из США, она решила изучить это явление, основываясь на новых снимках, на которых кольца уже видны с торца.

Уран и его кольца «по версии» обсерватории Кека в июле 2004-го, августе 2006-го и мае 2007-го (фото W. M. Keck Observatory/UC Berkley).

Согласно проанализированным данным, в настоящий момент состояние колец заметно отличается от того, которое донёс до нас «Вояджер». Например, оказалось, что сейчас кольцевая система просто «пропитана» тончайшей пылью, которой сейчас стало намного больше, чем двадцать с лишним лет назад.

По мнению де Патер, основным источником этой пыли могут быть какие-либо столкновения (например, удары метеоритов о спутники).

Она также заметила, что некоторые необычные моменты в новых изображениях вполне могут быть вызваны необычным расположением колец в настоящее время. Однако в целом изменения, которые произошли с кольцами за всё это время, очень существенные.

Узнайте также о тёмном пятне Урана, его невозможных алмазах, синих и прочих кольцах.

Заодно почитайте о пересмотренных кольцах Сатурна и о водном кольце Юпитера.

Астрономы исследовали кольцевой ток вокруг Сатурна