Электрошоковый Pac-Man помог исследовать страх

Исследователи говорят, что Pac-Man, хотя и не может раскрыть всех секретов заболеваний, связанных с беспричинными страхами, уже помог лучше понять естественный механизм чувства опасности и страха у человека (иллюстрация с сайта wikipedia.org).

Исследователи из британского фонда биомедицинских исследований (Wellcome Trust) впервые выяснили, как меняется реакция мозга человека на далёкую и близкую угрозу. Для опыта учёные использовали компьютерную игру, схожую с Pac-Man, только модифицировали её — если убегающего по лабиринту игрока «хватал хищник», человек получал удар током той или иной силы.

Чтобы увидеть, как мозг реагирует на изменение положения человека в игре, исследователи измеряли деятельность мозга, используя функциональное магниторезонансное исследование.

Когда виртуальный хищник находился на приличном расстоянии, учёные наблюдали активность мозга в нижней части лобной коры — области, известной как вентромедиальная префронтальная кора (ventromedial prefrontal cortex). Наука знает, что деятельность в этом участке нарастает с ростом беспокойства, и что этот участок помогает человеку вырабатывать стратегию ухода от опасности.

Однако, если хищник в игре подбирался близко, происходило переключение — активировалось околоводопроводное серое вещество (periaqueductal grey), отвечающее за более примитивное поведение, связанное с выживанием, с быстрой реакцией на угрозу, и включающее в себя борьбу, бегство или замирание. Эта же область связана с выбросом опиатов, готовящих тело к возможному восприятию боли.

Это изменение в мозговой деятельности оказалось наиболее выраженным, когда игрок ожидал более сильный удар током. Кроме того, бурная деятельность околоводопроводного серого вещества хорошо соотносилась с увеличенной субъективной степенью страха и уменьшением веры игрока в возможное спасение от «хищника».

Ведущий автор работы — Дин Моббс (Dean Mobbs) из университетского колледжа в Лондоне (University College London) — поясняет: «Без чувства опасности животные не реагировали бы на угрозы, ведь в его отсутствие они, скорее всего, будут съедены и не передадут свои гены потомству. Самая же эффективная стратегия выживания зависит от уровня угрозы. В одних случаях достаточно просто опасаться, в других — реагировать немедленно. Чем ближе угроза, тем более импульсивным будет ответ, тем меньше свободной воли будет в реакции».

Сбои в нормальной работе этой системы могли бы объяснять, почему некоторые люди страдают от беспричинных тревожных состояний и приступов паники, считают учёные.

Подробнее — в пресс-релизе фонда и статье авторов опыта в Science.

Добавим, что игры с электрошоком, правда, без всякой связи с наукой, мы уже видели, к примеру — вот тут. А знаменитый Pac-Man изобретатели как-то раз даже вывели на улицы.

Читайте также о давней работе по изучению механизмов страха и проблемах лечения от страха и чувства вины.

Опыты по выходу из тела воссоздали загадочный феномен

24 августа 2007

Стимуляция таламуса улучшила работу повреждённого мозга

2 августа 2007

Экспериментаторы изолировали людей в психической камере

30 июля 2007

Биполярное расстройство личности уменьшает серое вещество

23 июля 2007

Психологи уравняли болтливость женщин и мужчин

9 июля 2007
  • Руслан Ахметшин  13 февраля, 18:06
    Интересно, можно ли таким образом, выработать отвращение или фобию к игре Pac-Man?