Макаки-резус сюсюкают с потомством

Как говорят учёные, «детский» или «материнский» язык макаки-резус ласковый и гнусавый (фото University of Chicago).

Профессор Дарио Маэстрипьери (Dario Maestripieri) и Джессика Уитэм (Jessica Whitham) из университета Чикаго (University of Chicago) в сотрудничестве с Мелиссой Херальд (Melissa Gerald) из университета Пуэрто-Рико (Universidad de Puerto Rico) обнаружили, что не только люди используют специальный «детский язык» для разговоров с малышами.

Учёные исследовали группу макак-резус, проживающих на острове Кайо Сантьяго (Cayo Santiago) близ юго-восточного побережья Пуэрто-Рико. Оказалось, что для общения с отпрысками самки используют уникальные звуки, напоминающие сюсюканье взрослых людей с детьми. Самцы также использовали такую «упрощённую речь», но значительно реже, чем особи женского пола.

Любопытно, что, в отличие от людей (женщины всё-таки охотнее и чаще сюсюкают со своими собственными детьми), подобное «обращение» было направлено чужим детёнышам.

"Взрослые самки проявляли большой интерес к потомству других особей группы, — поясняет Уитэм в пресс-релизе университета, — внимательно наблюдая за их поведением, самки возбуждённо махали хвостами и издавали целые тирады на «детском языке».

Макака-резус Сашко десяти дней от роду играет со своей матерью Надей в одном из болгарских зоопарков. Учёные предполагают, что обезьяны не используют сюсюканье для общения с собственными детьми, так как находятся с ними лицом к лицу ежедневно и потомство, очевидно, не видит в матери угрозу, а значит, и издавать специальные успокоительные сигналы ей не требуется (фото Dimitar Deinov).

Часто обезьяны начинали издавать необычные звуки, когда чей-то малыш отдалялся от матери. Так как в этот момент они смотрели на детёныша, учёные предположили, что обращение предназначалось именно ему.

Исследователи считают, что подобный «материнский язык» имеет некое биологическое происхождение и используется макаками не для передачи отпрыскам какой-то определённой информации, а, скорее, для привлечения их внимания и успокоения (что-то вроде «я не причиню тебе вреда» или «в обиду мы тебя не дадим»).

Возможно, подобное сюсюканье также является способом налаживания связей и со взрослыми особями. Ведь, кроме всего прочего, учёные заметили, что сюсюканье с детёнышами могло в некоторых случаях привести к сближению и «разговору» с другими самками.

Подробности исследования вы найдёте на сайте университета Чикаго (PDF-документ, 564 килобайта, в открытом доступе), там же выложено интервью Маэстрипьери и Уитэм, кроме того, данная статья опубликована в журнале Ethology.

О макаках-резус мы писали также, что они могут вычислять сумму вероятностей, и что у них обнаружены метакогнитивные способности. А недавно был прочитан их геном.

Узнайте ещё об исследовании Маэстрипьери жестокого обращения с детьми у тех же макак.

Найдены останки древнейшего предка гориллы