Найдена живая бактерия возрастом полмиллиона лет

Эске Виллерслев собирает образцы почвы, находящиеся в условиях вечной мерзлоты на Юконе, Канада (фото Duane Froese).

Интернациональная команда учёных под руководством профессора Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из университета Копенгагена (Københavns Universitet) обнаружила древнюю бактерию, которая содержит действующую ДНК и показывает даже некоторый метаболизм. Это самый старый из живущих ныне организмов, считают его исследователи.

Открытие было сделано в ходе изучения почв в условиях вечной мерзлоты (в северо-западной Канаде, северо-восточной Сибири и Антарктике).

Все клетки со временем разрушаются, отчасти в этом и состоит процесс старения организма. И хотя живые организмы способны регенерировать и восстанавливать повреждённые клетки, не всем удаётся заметно притормозить процесс старения и существенно оттянуть момент смерти. Несколько таких долгоживущих организмов были найдены в ходе нынешнего исследования.

После полевых работ и опытов по экстракции ДНК из найденных в вечной мерзлоте бактерий учёные сравнили фрагменты их ДНК с данными о ДНК современных организмов. И пусть до полного понимания, почему некоторые клетки могут жить так долго, ещё очень далеко, авторы работы сделали некоторые выводы.

Этот путешественник сфотографирован на вершине песчано-ледяного пласта в одном из регионов Сибири, возможно, со временем на Марсе или, например, на Европе (спутнике Юпитера) найдут такие же бактерии-долгожители (фото Barry Tessman/NGS).

Найденная Виллерслевом и его коллегами рекордная бактерия сумела регулярно восстанавливать повреждения в своей ДНК на протяжении почти 500 тысяч лет. И, как считают учёные, в условиях вечной мерзлоты такой «талантливый» одноклеточный организм способен прожить и до 600-750 тысяч лет, прежде чем окончательно «выйдет из строя».

Изучение таких организмов может помочь нам в понимании того, как клетки стареют, разрушаются и умирают. Учёные надеются, что анализ жизнедеятельности бактерий, которые были заморожены в течение миллионов лет (но при этом оставались живыми), а также исследование их ДНК, поможет им и в решении вопроса о жизни на Марсе.

«Другие учёные пытаются узнать как можно больше о жизни древних организмов и их эволюции со временем, изучая клетки, которые находятся в состоянии, близком к „летаргическому“, — говорит Виллерслев. — Мы же нашли метод, позволяющий выделять и изолировать фрагменты ДНК из клеток, которые до сих пор действуют. Такое исследование даёт более точную картину прошедшей жизни клеток и их эволюции, так как у них сохранился метаболизм, а значит, ДНК разрушена не так сильно».

Полный список авторов исследования вы найдёте в пресс-релизе университета Копенгагена. Статья же, посвящённая долгоживущим бактериям, опубликована в журнале «Слушания национальной академии наук США» (Proceedings of The National Academy of Sciences), и на сайте университета (PDF-документ, 152 килобайта, в открытом доступе).

Читайте также о самой древней белковой матрице и о самой древней сложной органике.

Кстати, ранее мы говорили об обнаружении живых бактерий, которые миллионы лет жили, будучи замурованными в породах глубоко под дном океана.

У акул найден второй этап экспрессии гена пальцев