Трёхмерные мушки открывают тайны нейродегенеративных заболеваний

Трёхмерная реконструкция дрозофилы (анимация Leeanne McGurk et al.).

Мозг фруктовой мушки настолько крошечный, что его не так просто изучить. Однако это смогли сделать учёные из медицинского исследовательского совета Великобритании (Medical Research Council — MRC). По их словам, благодаря этому достижению удастся лучше понять природу некоторых серьёзных человеческих болезней.

Используя современную технологию оптической проекционной томографии (optical projection tomography — OPT), исследовательница MRC Мэри О’Коннелл (Mary A. O’Connell) и её коллеги впервые создали трёхмерные изображения фруктовой мушки (Drosophila melanogaster).

Объясняя использование данной техники, исследователи сказали, что тёмный цвет экзоскелета этих насекомых не позволяет смотреть сквозь него с помощью обычного светового микроскопа. Поэтому раньше биологам для изучения анатомии мушек приходилось разбирать их ткани вручную, что было весьма трудоёмким занятием.

Но группа О’Коннелл смогла справиться с этой проблемой, обесцветив экзоскелет дрозофил с помощью перекиси водорода. Благодаря этому учёные смогли применить метод OPT, чтобы рассмотреть внутренние органы мушек.

Особенно исследователей заинтересовали детали строения нервной системы. Как сообщается в статье, опубликованной в онлайн-журнале PLoS ONE, они смогли изучить нарушения в структуре мозга стареющих фруктовых мушек.

Патологические структурные изменения мозга, обнаруженные у стареющей дрозофилы (иллюстрация Leeanne McGurk et al.).

Как объясняет О’Коннелл, нейродегенеративные изменения, приводящие к постепенной потере функций мозговых клеток, не являются исключительно человеческим феноменом. У людей подобные нарушения характерны, например, для болезней Альцгеймера и Паркинсона. Интересно, что схожая патология, проявляющаяся в неустойчивом поведении, наблюдается часто, например, у ос и пчёл в осенний период, незадолго до смерти насекомых.

С помощью OPT учёные смогли обнаружить в мозге стареющих мушек участки, где имеются как раз такие патологии, связанные с возрастными изменениями, а также найти те области, где происходит экспрессия генов, регулирующих такие процессы.

О’Коннелл утверждает, что дефекты, вызванные старением, и у людей, и у мушек обусловлены действием генов со схожими функциями. Поэтому данная работа и представляет интерес для дальнейших исследований.

Кстати, если верить некоторым учёным, причиной нейродегенеративных заболеваний у людей вполне могут оказаться газированные напитки с солнечным кремом.

Создан препарат нового класса для лечения шизофрении