Астрономы измерили толщину метеорных следов

На этом снимке запечатлены два следа (в диагональных направлениях) метеоров, исследовавшихся в работе (фото Masanori Iye et al.).

Большинство метеорных тел, вторгающихся в земную атмосферу, представляют собой частицы вещества размером не больше крупной песчинки. Согласно имеющимся данным, эти микрометеориты «высверливают» в атмосфере горячие тоннели диаметром около метра. Однако учёные из исследовательской группы Масанори Ийе (Masanori Iye), исследователя японской национальной астрономической обсерватории (National Astronomical Observatory), выяснили, что размер этого следа не такой большой.

Долгое время астрономы предполагали, что в действительности толщина следа должна быть меньше метра. Однако метеор, представляющий собой след объекта, врывающегося в атмосферу, начинается на достаточно большой высоте — порядка 120 километров.

Большинство наземных телескопов нельзя точно сфокусировать, чтобы отслеживать тела на таком расстоянии, так как они предназначены для исследования более далёких объектов. При таких условиях наблюдения они обладают пространственным разрешением не более метра.

На этот раз исследователи использовали для наблюдений телескоп Subaru, с помощью которого они сначала отслеживали метеоры, а затем по их светимости определили некоторые характеристики воздуха там, где пролетел метеорит.

Согласно их данным, толщина следа, оставшегося позади метеора, не так уж велика — она составляет всего несколько миллиметров. Однако «колонна» разогретого газа намного шире. Это связано с тем, что возбуждённые атомы разлетаются в разные стороны. А что касается кислорода, то его атомы, прежде чем излучить фотоны так называемой «запрещённой линии» спектра, пролетают довольно большое расстояние — до 300 метров.

Изображение процесса формирования метеорного следа, согласно исследованию Масанори Ийе и его коллег (фото Subaru Telescope, NAOJ).

Из-за этого визуальный диаметр метеорного следа оказывается существенно больше истинного.

Подробности исследования можно узнать из статьи в «Публикациях Астрономического общества Японии» (Publications of the Astronomical Society of Japan).

Читайте ещё об использовании метеорных следов климатологами, а также о том, как метеорит сформировал таинственное египетское стекло.

Сделан ещё один шаг к космической солнечной электростанции