На Марсе открыт странный эстуарий

Перспектива долины Tiu Valles, вычисленная компьютером по ряду снимков с орбиты. Цвета — приблизительно натуральные (фото ESA/DLR/FU Berlin, G. Neukum).

Загадочные формы рельефа, похожие на высохшее дно эстуария, обнаружил на Марсе европейский спутник Mars Express, отсняв в высоком разрешении (16 метров на пиксель) долину Tiu Valles.

Снимки были сделаны в прошлом году, но только сейчас ESA обнародовало их и расписало результаты анализа этих кадров.

На Земле эстуарии образуются в устьях рек, впадающих в океаны, там, где на формирование отложений влияют приливно-отливные эффекты. В обследованном районе Марса учёные нашли нечто подобное, показавшее, что устье долины Tiu (его координаты: 27 градусов северной широты, 330 градусов восточной долготы) сходно с эстуарием.

Фрагмент снимка Tiu Valles. Строго говоря, в данном исследовании учёные изучали не всю эту долину, а лишь её северную часть, так называемое устье, которое и показано здесь. Белая масштабная полоска — 20 километров. Север расположен слева (фото ESA/DLR/FU Berlin, G. Neukum).

Здесь, к примеру, исследователи увидели остатки некогда обтекаемого потоками воды острова, а также целый ряд причудливых извилистых хребтов, связанных с депрессиями поблизости.

Механизм формирования этих структур неизвестен, но планетологи предполагают, что странные извивы возникли во время наводнений, когда вода (либо сильно насыщенные водой верхние слои «почвы») приходила в соприкосновение с идущей с противоположной стороны лавой.

Кстати, вода на Марсе есть и сейчас, причём в поистине огромных количествах, пусть и в виде льда.

Если же вам интересны необычные объекты на планетах и спутниках, почитайте современное расследование по «делу» марсианских лица, черепа и пирамид, а также — о странной стене Япета (здесь и здесь).

Ровер Opportunity попробовал спуститься в кратер Виктория