Учёные взглянули на Инь и Ян Солнечной системы

На этом кадре переходной зоны преобладает тёмный покров Япета, но его постепенно вытесняет белое снежно-ледяное покрытие, которое... (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Планетологи продолжают анализировать тысячи снимков, выполненных космическим аппаратом Cassini во время недавного близкого пролёта мимо спутника Сатурна Япета. Он являет собой своеобразное окно в далёкое прошлое Солнечной системы, и окно это — одно из самых странных среди космических тел.

Как мы недавно рассказывали, впервые в высоком разрешении была отснята таинственная экваториальная "стена". Однако этой удивительной деталью поверхности чудеса Япета не исчерпываются.

Давно известно, что Япет — это своего рода «Инь и Ян Солнечной системы». Его заднее по ходу орбитального движения полушарие очень яркое, а переднее — необычайно тёмное (к газовому гиганту этот спутник всегда обращён одним боком). Разница в яркости этих половинок сравнима с различием между снегом и чёрной смолой. Возможно, природа и происхождение этих двух разнородных верхних слоёв станут несколько более понятными после изучения новых снимков.

...На другом участке уже доминирует над местностью (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Особенно интересны участки в переходной зоне, находящейся на границе между белым и чёрным полушарием.

«Наш полёт над поверхностью Япета был подобен падению в кроличью нору, прямо в Страну чудес! Очень немного мест в нашей Солнечной системе более странны, чем лоскутное одеяло из тёмных и снежно-светлых „заплаток“, что мы видели на этой луне», — заявила Кэролин Порко (Carolyn Porco) из американского института космической науки (Space Science Institute), лидер команды, обрабатывающей снимки Cassini. Кстати, в высоком разрешении эти кадры вы можете найти тут.

Эти горы учёные неофициально назвали «Гималаи Япета». Они возвышаются на 10 километров и входят в состав длинного экваториального хребта «стена Япета», которая в некоторых своих точках, впрочем, поднимается и куда выше данной отметки. Чуть выше центра изображения виден след от удара метеорита, который обнажил белый лёд, скрытый под тёмным верхним слоем грунта (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

В ближайшие недели исследователи намерены детальнее изучить данные, собранные Cassini во время пролёта. А это не только снимки. Приборы зонда искали следы возможной слабой атмосферы, картографировали распределение температур на ночной стороне спутника и анализировали прочие параметры странной луны.

Почитайте также о гипотезе заморозки Япета во времени.

Редкий пульсар паразитирует на звёздном скелете