Астрономы нашли горячую точку на южном полюсе Нептуна

Верхний левый кадр показывает температуру в верхней тропосфере (давление 0,1 атмосферы). Хорошо видна горячая точка на южном полюсе. Нижние снимки демонстрируют температуру стратосферы. Эти два кадра разделяет 6,3 часа. Они показывают более высокие, в целом, температуры, в сравнении с тропосферой, а также здесь можно найти тёплое пятно, находящееся вблизи полюса (но не на нём), которое медленно оборачивается вокруг планеты (фото VLT/ESO/NASA/JPL/Paris Observatory).

Международная группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO), используя один из четырёх телескопов Very Large Telescope (а именно — Melipal), открыла, что южный полюс Нептуна представляет собой нагретый участок, через который метан из глубинных слоёв атмосферы может убегать в стратосферу газового гиганта.

Средняя температура атмосферы Нептуна — минус 200 градусов по Цельсию. Но, как выяснилось благодаря новым инфракрасным снимкам, горячая точка на южном полюсе планеты имеет температуру на 10 градусов более высокую, чем где-либо ещё на всей (условной) поверхности Нептуна.

«Температура там настолько высока, что метан, который должен быть заморожен в верхней части атмосферы Нептуна (стратосфере), может утекать через этот регион, — сказал Гленн Ортон (Glenn Orton), главный автор статьи о результатах этого исследования, опубликованной в журнале Astronomy and Astrophysics. Это решает давнюю проблему выявления источника высокого содержания метана в стратосфере планеты».

Результаты наблюдения согласуются с тем фактом, что сейчас в данном полушарии Нептуна — конец лета, и южный полюс был выставлен на солнечный свет в течение примерно 40 лет (год на Нептуне равен 165 земным годам)

Хотя света гигант получает в 900 раз меньше, чем Земля, этого достаточно для больших сезонных изменений. Учёные предсказывают, что в следующие 80 лет, поскольку лето «переместится» на северный полюс, туда же «переедет» и горячая точка в тропосфере, и там будет пункт «бегства» метана из нижних слоёв атмосферы в верхние.

Также астрономы нашли нагретые районы в стратосфере Нептуна, в его высоких широтах. Прямых аналогов этим точкам в атмосферах других планет — нет. Предположительно, это результат подъёма более тёплых газов с глубины.

Познакомьтесь также с необычными южными полюсами Сатурна и Энцелада.

Учёные взглянули на Инь и Ян Солнечной системы