Найден человеческий ген продления жизни на диете

Схема митохондрии. Она оказалась одним из ключей к долголетию клетки, а значит, и организма (иллюстрация с сайта allrefer.com).

Исследователи из медицинской школы Гарварда (Harvard Medical School), медицинского колледжа университета Корнелла (Weill Cornell Medical College) и национального института здравоохранения США (National Institutes of Health) рапортуют об открытии в клетках млекопитающих двух генов, которые отвечают за долголетие клеток.

Уже 70 лет учёные спорят, влияет ли диета на продолжительность жизни человека. Было доказано, что голодание продлевает в полтора раза жизнь мышей. Потом учёные заметили, что человек — всё же не совсем мышь. А потом они нашли ген продления жизни у червей-нематод. И вот, наконец, очередь дошла и до человека.

Когда клетка подвергается различным стрессам (ограничение количества поступающих калорий – тоже стресс), гены семейства Sirtuin оптимизируют функционирование организма в целях выживания, а также противостояния старению.

Один из таких генов SIRT1 был исследован многими учёными, и в прошлом году Дэвидом Синклером (David Sinclair) было доказано его влияние на продолжительность жизни, стимулируемое ресвератролом (resveratrol — молекула, присутствующая в красном вине).

Теперь Дэвид в сотрудничестве с Энтони Совом (Anthony Sauve) и Рафаэлем де Кабо (Rafael de Cabo) впервые выяснили, что ещё два гена (SIRT3 и SIRT4) влияют на то, сколько проживёт клетка.

Вообще, от работы SIRT3 и SIRT4 зависит продолжительность жизни митохондрий («энергетических батарей» клетки), которые необходимы клеткам для поддержания здоровья и долголетия.

Когда клетка испытывает негативное воздействие извне, активизируется ген NAMPT, который через цепочку синтезируемых веществ (например, NAD) и активируемых вследствие этого генов, в конце концов, повышает активность SIRT3 и SIRT4. Они в свою очередь заставляют клетку усиленно вырабатывать ферменты, необходимые для роста «мощности» митохондрии. Количество производимой ею энергии возрастает, процесс старения клетки замедляется (что интересно, тот же самый процесс запускается во время физических упражнений).

«Если нам удастся каким-то образом поддерживать высокие уровни NAD в клетке, то мы сможем стимулировать работу SIRT3 и SIRT4. Теперь у нас есть все основания считать эти два гена целями, на которые будут воздействовать лекарства для борьбы с болезнями старости», — добавляет Дэвид, который также является основателем и членом совета директоров компании Sirtris Pharmaceuticals. Возможно, она первой спроектирует такое лекарство «от старости», способное также помочь при лечении рака и диабета.

Но вот слабое место исследования: клетки изучались после всего лишь 2-дневного голодания. И некоторые учёные, как, например, Фредерик Пикар (Frédéric Picard) из университета Лаваля в Квебеке (l’Université Laval, Québec), считают такой срок недостаточным.

«Я бы также воздержался от высказываний о прямой связи со старением, — соглашается с ним Син-итиро Имаи (Shin-ichiro Imai) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), — реакция на стресс очень важна в процессе старения, но учёные должны увидеть результаты после длительных сроков голодания».

Подробности открытия вы можете узнать из статьи авторов, опубликованной в журнале Cell. Смотрите также ролик с интервью доктора Синклера здесь.

Генетически изменённый рис накормит голодающих