Космический полёт утроил заразность сальмонеллы

Группа S. typhimurium чем-то похожа на стадо спокойно пасущихся коров. Однако эти бактерии не такие уж и мирные, а после космического полёта они просто звереют (фото с сайта ltsa.fr).

Бактерии Salmonella typhimurium, отправленные в космос на борту шаттла в прошлом году (миссия STS-115), вернулись из полёта намного более опасными, чем они были на Земле. Об этом сообщила Черил Никерсон (Cheryl Nickerson), профессор биологии из университета Аризоны (Arizona State University).

Эти микробы находились в специальной закрытой камере, поэтому не представляли для космонавтов никакой угрозы. Подобная опасность сейчас минимальна, так как при подготовке к полёту предпринимается целый ряд мер по предупреждению развития инфекций на борту. Ранее мы рассказывали о системе, которая должна обезопасить экипаж даже от внеземных бактерий.

Однако специалисты всегда помнят о том, что здоровье астронавтов в космосе несколько ухудшается, в частности, ослабевает иммунитет. К тому же, науке мало известно об изменениях активности бактерий в условиях невесомости. В связи с этим проблема борьбы с бактериями оказывается очень актуальной.

Каково же было удивление Черил Никерсон, организовавший вместе с коллегами этот эксперимент, когда она узнала, что сальмонеллы, прибывшие из космоса после окончания миссии, стали опаснее в три раза! Пытаясь объяснить такое резкое возрастание вирулентности (заразности) бактерий, исследовательница провела анализ этих микробов на генетическом уровне.

Оказалось, что в невесомости бактерии начали приспосабливаться к новой среде. При этом у них активизировался участок ДНК, контролирующий работу 160 генов. Его включение и привело к усилению агрессивности сальмонеллы.

Кроме того, оказалось, что колония сальмонеллы при отсутствии гравитации объединилась в тонкий слой — биоплёнку. В таком состоянии микроорганизмы становятся ещё опаснее. Интересно, что в земных исследованиях S. typhimurium не формируют ничего похожего.

Подробности исследования можно будет узнать из ближайшего выпуска «Слушаний национальной академии наук США» (PNAS).

Читайте также о том, как учёные создали инфузориям искусственную гравитацию.

Звёзды-сироты зажигаются в галактическом хвосте