Африканские слоны боятся медоносных пчёл

Самка слона убегает от жужжания рассерженных пчёл в заповеднике Самбуру (Samburu), Кения (фото Lucy King, University of Oxford).

Исследовательская группа под руководством зоолога Люси Кинг (Lucy King) из университета Оксфорда (University of Oxford) установила, что африканские слоны (одни из самых крупных животных в современном мире) боятся пчёл. Гиганты покидают ближайшую к улью территорию, только заслышав жужжание растревоженного роя.

Учёные уже давно предполагали, что слоны опасаются нападения пчёл. Так, в Кении люди неоднократно наблюдали, что слоны обходят стороной те кусты акации, на которых располагаются ульи с большим количеством пчёл. А в Зимбабве слоны даже изменяли пути миграции, чтобы не встретиться с жалящими насекомыми.

Но слонов можно понять: медоносные пчёлы восточной и южной Африки весьма агрессивны, особенно те, что находятся возле своих ульев. Однажды пчелиный рой даже убил африканского буйвола.

Учёные неоднократно пытались записать жужжание разозлённых пчёл. Но, даже будучи одетыми в специальные костюмы, не смогли устоять рядом с ульями. В конце концов, запись пришлось вести с расстояния из автомобиля Люси (фото Lucy King, University of Oxford).

Чтобы точно установить тот факт, что жужжание пчёл отпугивает столь крупных млекопитающих, учёные записали звуки, издаваемые разозлёнными Apis melifera scutella из улья, который они обнаружили в стволе дерева.

«Нам был необходим именно такой звук, который слоны слышат в дикой природе, — поясняет Люси, — Для этого мы бросили в дупло камень».

Потом учёные разместили беспроводные динамики внутри фальшивых стволов деревьев и проиграли записанный четырёхминутный звуковой файл слоновьим семействам Loxodonta africana africana, которые разместились под ними в жаркий полдень.

Apis melifera scutella — африканская медоносная пчела. На вид ничего ужасающего, но укус такой пчелы в чувствительных местах, например, вокруг глаз и за ухом, вызывает весьма неприятные ощущения даже у слона (фото с сайта mediterrangarten.de).

Результат не заставил себя долго ждать. 16 из 17 семейств ретировались с этого места в пределах 80 секунд, а половина и вовсе всего за 10. Одно единственное не отреагировавшее семейство, видимо, никогда ранее не сталкивалось с пчелиным роем.

«Для нас важен тот факт, что ушло всё слоновье стадо, а не два-три его представителя», — объясняет Кинг, которая кроме прочего является членом кенийской организации Save the Elephants.

Для учёных этот результат важен прежде всего потому, что они нашли способ отпугивания слонов от человеческих поселений и сельскохозяйственных угодий.

Эта боязнь пчёл поможет защитить слонов от встречи с людьми, ведь во время таких «свиданий» животных часто убивают.

Остаётся выяснить, что является первопричиной такой реакции на жалящих насекомых: индивидуальная адаптация или социальный фактор.

Это исследование учёные детально описали в своей статье в журнале Current Biology.

Читайте также о других способах защиты слонов и от слонов: с помощью SMS, бананов и… минных полей.

Установлена критическая длина человеческой теломеры