В Аргентине открыт гигантский травоядный динозавр

Некоторые кости Futalognkosaurus, их положение в скелете и реконструкция пропорций этого титанозавра (иллюстрации и фото с сайтов bbc.co.uk и scielo.br).

Учёные открыли новый вид травоядных динозавров, которые бродили по территории нынешней Аргентины 88 миллионов лет назад. Результат изучения останков огромного ящера опубликован в «Анналах бразильской академии наук» (Anais da Academia Brasileira de Ciências)

Первые кости этого зауропода были обнаружены в Патагонии, на берегах озера Барреалес (Barreales) в 2000 году. С тех пор палеонтологи раскопали кости шеи, части спины и задней части туловища, бедро и первый позвонок хвоста этого титанозавра, что позволило Хорхе Кальво (Jorge Calvo) из аргентинского национального университета Комаха (Universidad Nacional del Comahue) и его коллегам по данной работе (из Аргентины и Бразилии) восстановить облик травоядного создания (кстати, его кости несут отметины от зубов хищников).

Динозавр, названный Futalognkosaurus dukei, насчитывал в длину от 32 до 34 метров, из которых примерно 17 метров приходилось на шею. В высоту ящер превышал 13 метров. И только окаменелости его позвоночника, выкопанные учёными, весят 9 тонн. «Это один из самых крупных зауроподов и самый полный экземпляр среди всех найденных динозавров этой группы», — сообщает Кальво.

Авторы открытия: Александр Келлнер (Alexander Kellner), Хорхе Кальво и Хуан Порфири (Juan Porfiri) демонстрируют некоторые из останков нового титанозавра (фото AP/Ricardo Morales).

Патагония, кстати, является родиной ещё двух рекордно-крупных зауроподов: 35-40 метрового Argentinosaurus (мы упоминали его тут) и Puertasaurus reuili, длина которого также оценивается в 35-40 метров.

Сравнение этих трёх родственников между собой, однако, затруднено, так как палеонтологи нашли лишь небольшую часть позвоночника Puertasaurus. И хотя скелет Futalognkosaurus довольно полон, учёные, увы, не нашли ни одной кости от его конечностей. Но в любом случае, отмечают специалисты, данные три вида зауроподов легко побьют в размере своих сородичей, к примеру, из Северной Америки.

Примечательно, что после гибели Futalognkosaurus попал в реку, и его останки удачно образовали плотину, которая постепенно собрала перед собой останки других животных, рыбы и даже листья, относящиеся к данному участку и данному периоду времени. Это обеспечило учёных уникальными сведениями об окружении Futalognkosaurus dukei.

Аргентинцы отметили, что такое стечение обстоятельств случается редко, так что огромный зауропод и найденные рядом с ним окаменелости представляют собой целое окно в затерянный мир. Рядом с ящером найдена тысяча образцов окаменелостей, в том числе 240 растений, 300 зубов и несколько останков других динозавров.

Анализ останков показал, что в то время, когда в Патагонии жил Futalognkosaurus dukei, здесь был тёплый и влажный климат, а местность была лесистой. Теперь же эта область бедна растительностью.

Читайте также о других титанозаврах: бразильском и австралийском.

Зубастые Шварценеггеры оставались травоядными