Источники геотермальной энергии можно искать по гелию

Даже если температура воды наверху не так уж высока, изотопы расскажут о том, где она, вода, побывала, и где есть смысл бурить скважину для получения даровой энергии (иллюстрация с сайта treehugger.com).

Новый способ быстрого поиска на местности потенциальных источников геотермальной энергии разработали Мак Кеннеди (Mack Kennedy) из лаборатории в Беркли (Berkeley Lab) и Мэттийс ван Соэст (Matthijs van Soest) из университета Аризоны (Arizona State University). Метод не требует ни бурения, ни спутниковых съёмок.

Учёные определяют наличие в данной точке близкого очага геотермальной энергии по соотношению изотопов гелия в поверхностных водах, прошедших через подземные горизонты (из родников, колодцев и так далее). Пробы воды берутся так, чтобы исключить их взаимодействие с воздухом. Затем исследователи проверяют точное соотношение растворённых в воде гелия-4 и гелия-3.

Первый изотоп гелия преобладает в земной коре, а второго, напротив, гораздо больше в мантии. Повышенное содержание гелия-3 в воде показывает, что она взаимодействовала с породами, ведущими своё происхождение из мантии. Так что необычное соотношение изотопов может указать на места, где вода циркулирует через глубокие горячие подземные пласты.

Мак Кеннеди в своей лаборатории. Справа: Мэттийс ван Соэст берёт пробу воды (фото Roy Kaltschmidt и Berkeley Lab).

Такие каналы циркуляции могут найтись не только в зонах вулканической активности, но и в районах, где есть подвижки пород в результате активности сейсмической. В таких точках уже целесообразно бурить скважину и налаживать постоянное получение геотермальной энергии.

Подробнее о способе поиска и о связи содержания изотопов с подземными путями воды — в пресс-релизе лаборатории в Беркли и статье авторов этого метода в Science.

Узнайте о том, как исландцы намерены получать электроэнергию от вулканов в промышленных масштабах, и о том, как в США построили геотермальную церковь.

Японская Атлантида входит в историю с подводными камнями