Неандертальцы росли быстрее современных людей

Линии роста внутри зуба неандертальца (слева — диагональные линии) и вовне (справа — горизонтальные линии). Количество линий и расстояние между ними позволили предположить, что неандертальскому мальчику было около 8 лет, когда он умер (иллюстрация Tanya Smith).

Учёные разных стран под руководством Тани Смит (Tanya Smith) из института эволюционной антропологии Макса Планка (Max-Planck-Instituts für evolutionäre Anthropologie – MPI EVA) обнаружили, что зубы неандертальских детей росли быстрее, чем зубы детей человека. Данные анализа подтверждают предположение, что сравнительно медленное взросление и развитие свойственно только детям современного человека.

У всех приматов (включая нас и неандертальцев) этапы роста зубов связаны со всеми остальными событиями, происходящими с возрастом. Так, первые зубы начинают прорезываться после отлучения от материнской груди, первые коренные зубы начинают появляться в период полового созревания подростков.

Антропологи долгое время спорили, когда те же события происходили у неандертальцев. Было приведено много доводов за и против гипотезы, что наши родственники взрослели не так, как человек разумный.

Немецкие учёные решили тщательно исследовать этапы развития зуба неандертальцев, для чего изучили линии роста зубов подростка (возраст находки примерно 100 тысяч лет), обнаруженного в пещере Складина (Scladina) в Бельгии.

Позже они выяснили, что у неандертальского мальчика зубы росли быстрее, и их общее количество было больше, чем у предков современного человека (сравнивали с находками того же периода времени) и самого современного человека.

Таким образом, хотя возраст подростка-неандертальца оценивался в 8 лет, по признакам зубов он был похож на современного 10-ти или даже 12-летнего ребёнка.

Это новое открытие (полное его описание в скором времени появится в статье «Rapid Dental Development in a Middle Paleolithic Belgian Neanderthal» в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences) позволяет предположить, что и прочие этапы физического развития были значительно короче.

Пока подробности можно узнать из пресс-релиза (PDF-документ, 195 килобайт) института Макса-Планка.

Получается, что человек разумный развивается значительно медленнее, и этот признак характерен только для нашего вида. Кроме того, это также означает, что у неандертальцев была совершенно другая социальная культура. Общие же выводы этой работы, кстати, идентичны заключениям схожего исследования, проведённого другим учёным три года назад.

Узнайте также о том, что неандертальцы могли быть рыжими и бледнолицыми.

Кровавые ритуалы привели к истреблению крупных зверей