Магнитные жгуты питают полярные сияния энергией Солнца

Аппараты THEMIS на околоземной орбите (иллюстрация NASA).

Исследователи из NASA сообщили о первых ошеломляющих результатах исследований полярных сияний, полученных с помощью спутников THEMIS.

Так, благодаря данным THEMIS удалось выяснить, что во время одной мартовской магнитной бури возмущения в виде полярных сияний распространялись со скоростью вдвое больше той, которая считалась максимальной для такого явления. По словам одного из участников проекта Василиса Ангелопулоса (Vassilis Angelopoulos), распространение полярных сияний в тот раз на 15 градусов долготы произошло менее чем за минуту!

Спутники (напомним, THEMIS состоит из пяти аппаратов) зарегистрировали развитие этой бури во всех деталях и даже обнаружили внутри полярных сияний мелкие вспышки, длившиеся по 10 минут.

И, самое важное, благодаря этой аппаратуре учёные смогли ответить на главный вопрос, давно терзающий астрофизиков, — откуда берут полярные сияния свою колоссальную энергию?

Спутники обнаружили, что во время магнитных бурь на Солнце и последующих за ними полярных сияний в магнитном поле возникают так называемые магнитные жгуты. Это особые структуры, представляющие собой сложные завихрения в магнитном поле, похожие по строению на верёвку. Они соединяют верхние слои земной атмосферы прямо с нашим светилом.

Специалисты убеждены в том, что при солнечных вспышках вдоль этих жгутов перемещаются элементарные частицы, снабжающие атмосферные бури энергией, необходимой для формирования полярных сияний.

Аппараты THEMIS впервые обнаружили магнитный жгут 20 мая. Эта структура была огромной — её диаметр был сопоставим с диаметром Земли. Доходил жгут до уровня, находящегося на высоте около 70 тысяч километров в области земной магнитосферы.

Исследователи сообщают, что, анализируя полученные данные, они смогли составить трёхмерную модель этих магнитных жгутов.

Читайте также о мощных полярных сияниях Юпитера.

Учёные анализируют благоприятный для жизни участок Марса