На экзопланете обнаружены рассветы и закаты

По словам астрономов, это первое открытие дымки в атмосфере экстрасолнечной планеты, которое, к тому же, отчасти позволяет представить себе, как выглядит этот далёкий мир (иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon/STScI).

Астрофизики из исследовательской группы под руководством Фредерика Понта (Frederic Pont), учёного из университета Женевы (Université de Genève), сделали восхитительное открытие. Пользуясь данными телескопа Hubble, они обнаружили, что у давно известной экстрасолнечной планеты есть туманная атмосфера, обеспечивающая такие оптические эффекты, как рассвет и закат.

HD 189733b давно известна планетологам. Она представляет собой гигантский раскалённый газовый шар — так называемый горячий юпитер. Планета обращается вокруг HD 189733 — жёлтого карлика, находящегося в созвездии Лисички на расстоянии в 63 световых года от нас.

HD 189733b относительно земного наблюдателя проходит перед диском своей звезды, поэтому изучить некоторые особенности планеты (особенно те, что связаны с атмосферой) не так уж сложно.

Исследуя планету, учёные обнаружили, что когда она находится между нами и звездой, её атмосфера приобретает красноватый оттенок. Причина этого — в дымке, находящейся в атмосфере.

Что именно составляет этот туман — пока точно не известно, но, по предварительным оценкам, это должны быть крошечные пылинки (диаметром менее тысячной доли миллиметра) — частички железа, силикатов, оксида алюминия. Благодаря им жители планеты — если бы они существовали — могли бы наблюдать потрясающие утренние и вечерние зори.

Познакомьтесь заодно с некоторыми предыдущими исследованиями HD 189733b, в ходе которых на ней обнаружили воду, построили карту температур и изучили её атмосферу.

Учёные анализируют благоприятный для жизни участок Марса