Переносимся в будущее, так как выставка эта ещё не открылась. Зрители войдут в залы только 27 января. Но нам с вами данный факт — не помеха. С работами двух десятков дизайнеров можно познакомиться прямо сейчас. Что же в этой экспозиции интересного? Организаторы говорят, что туповатость. Изящества, говорят, не ждите.
Начнём с вопроса. Вы слыхали о таком понятии, как «израильский дизайн»? В том смысле, что вот видишь вещь и тут же понимаешь – «о, это точно в Израиле придумали». Думается, скорее нет, чем да.
Однако есть мнение, будто бы дизайн с Земли обетованной имеет собственные и неповторимые «отпечатки пальцев». И отпечатками являются реализм с повседневностью, сочетающиеся с экспериментом, иногда абсолютной непрактичностью, юмором, иронией и, да-да, своего рода тупостью (про туповатость, кстати сказать, написала израильская газета, так что мы как бы ни при чём). Как так?
Ну вот смотрите. Лампа, сделанная из пластиковых молочных бутылок. Кресло и столик из разноцветных соломинок для питья. Вывернутый наизнанку радиоприёмник. Стул, изготовленный из мусорного контейнера. Как-то так.
С 27 января по 23 апреля в Нью-Йорке, в Национальном музее дизайна (Cooper-Hewitt, National Design Museum), 19 израильских авторов покажут свои творения числом около 25 на выставке Solos: New Design from Israel.
«Экспозиция вовсе не должна представить полную картину мира израильского дизайна, — объясняет куратор выставки, сотрудница музея Эллен Лаптон (Ellen Lupton). — Мы выбрали работы с философским подтекстом, в которых исследуются создание объектов и удивительные способы использования повседневных материалов».
В декабре 2004 года Лаптон совершила путешествие в Израиль, которое она характеризует как «захватывающее». Эллен встречалась с художниками, ходила по галереям, музеям, в общем — знакомилась.
Её эта поездка вдохновила настолько, что она, посовещавшись с Эзри Тарази (Ezri Tarazi) из Академии искусства и дизайна в Иерусалиме (Bezalel Academy of Art and Design), решила познакомить с творчеством израильтян сограждан-американцев — создать первую музейную экспозицию современного израильского дизайна в США (фотогалерея здесь).
Концепцию выставки Тарази и Лаптон описывают специально придуманным словом Is-realism (израильский то бишь реализм) — именно оно, на их взгляд, наиболее точно описывает дизайн, рождённый на Земле обетованной.
«Долгие годы мне казалось, что понятия „израильский дизайн“ вообще не существует, — признаётся Тарази, — но, работая над выставкой, я получил массу знаний и понял, что у израильского дизайна есть своё неповторимое лицо.
Наши дизайнеры сосредотачиваются на концепции, а не на моделировании, сущности или каких-то изысках. Это — экспериментальный дизайн, потому что нет человека, который возьмёт и купит что-либо из данных разработок. Изначально они не делались на продажу, никто не пытался угодить вкусам публики».
В описании выставки говорится, что участвующие в ней авторы «исследуют скульптурные, материальные, функциональные и концептуальные возможности полезных вещей. Каждый объект, отобранный для выставки — от стола или стула до лампы или вазы, передаёт мощное физическое присутствие, так же как дух противоречия и стремление к самоанализу».
«Организуя выставку, мы интересовались нехваткой единства в израильском дизайне, — подчёркивает Лаптон. — Особенность этих работ — откровенное, прямое и тупое качество. Авторы не обсуждают элегантность, красоту или новшества. Они не сентиментальны и не занимаются украшательством. Главным образом, работы являются интеллектуальными, иногда юмористическими, но во всех них ощущается реализм».