Ракета миллионера взорвёт рынок пусковых услуг

Ракета Falcon 1 намеревается доказать миру, что носитель, с нуля разработанный и построенный маленькой частной фирмой, способен выводить спутники на околоземную орбиту (фото SpaceX).

"Союзы" и «Протоны», Ariane и Delta, Long March и «Космос» — мы привыкли, что спутники и корабли поднимают на орбиту ракеты, созданные компаниями-гигантами под эгидой национальных агентств мировых держав. Но скоро всё изменится. Ракета-носитель, спроектированная и построенная небольшой частной компанией, уже стоит на стартовом столе.

Дебют ракеты Falcon 1 американской корпорации SpaceX, который неоднократно откладывали для доводки техники и устранения последних «шероховатостей», кажется, наконец-то состоится.

В отличие от многих компаний, устремившихся в молодую отрасль — «частный космос» — и показавших на недавнем шоу Countdown to the X PRIZE CUP макеты суборбитальных ракет, SpaceX вывезла на реальный стартовый стол не макет — но работоспособную ракету, и не суборбитальную, а полноценную, со спутником на борту, который она должна вывести на околоземную орбиту 25 ноября 2005 года.

Место исторического старта — маленький тихоокеанский остров Омелек (Omelek), около атолла Кваджалейн (Kwajalein).

Миллионер Элон Маск (Elon Musk), владелец и основатель SpaceX, и, к слову — основатель платёжной системы PayPal, заявил: «Я фактически не нервничаю, я чувствую помощь. Независимо от того, что случится, это будет первым шагом в сокращении стоимости доступа в космос».

Миллионер Элон Маск ищет инвесторов для поддержки своей космической программы. Но заявляет, что если таковых не найдётся – он потянет финансирование всех намеченных работ и в одиночку (фото SpaceX/Federal City Communications Corp).

Про сокращение стоимости — не для красного словца. Это лейтмотив компании.

Falcon 1 имеет первую ступень многократного использования. Она опускается на парашюте на воду. Потом её поднимают на судно. Кстати, парашютную систему для Falcon 1 создала та же компания, что делает парашюты для ускорителей американского шаттла. Так что технология спасения ступени — отработанная.

Первая ступень оснащена одним двигателем Merlin. Он, как и вся ракета в целом, является собственной разработкой SpaceX, так же, как и движок второй ступени – Kestrel.

Остров Омелек: Falcon 1 со спутником FalconSat-2 под головным обтекателем ждёт команды на старт (фото SpaceX).

Питаются эти двигатели керосином и жидким кислородом. Для «частного космоса» — весьма продвинутая технология. Маленькие компании чаще обращают свои взоры на более простые и дешёвые твердотопливные движки или жидкостные — но на спирте.

Так вот, цена ракеты (для заказчика) составила всего $6,7 миллиона. Почему мы говорим в прошедшем времени? Дело в том, что заказчик уже есть: в свой первый полёт Falcon 1 отправится со спутником на борту. Это FalconSat-2 — научный аппарат, построенный студентами американской академии ВВС (U. S. Air Force Academy).

Маленький экспериментальный спутник должен будет измерить эффект воздействия космической плазмы на навигационные и коммуникационные спутники, как часто говорят, «в интересах Минобороны».

Заметим, в данную привлекательную цену входит страховка, собственно, стоимость ракеты, её сборки с полезной нагрузкой и стоимость запуска. А нагрузка (на низкую орбиту) для Falcon 1 составляет 570 килограммов. Длина же ракеты: 21,3 метра, стартовая масса — более 27 тонн.

Тест двигателя первой ступени собранной ракеты Falcon 1 на авиабазе Ванденберг в мае нынешнего года (фото SpaceX).

Что приятно: Falcon 1 — это не просто единичная «проба пера» молодой компании. Это доведённый до серийного выпуска (насколько бывает серийным выпуск космических ракет-носителей) продукт.

В случае успеха запуска 25 ноября, в марте 2006 года SpaceX выкатит на старт второй экземпляр Falcon 1. На него уже есть заказчик — Пентагон со своим спутником TacSat-1. Сборка второго Falcon 1 должна завершиться в течение месяца, а в следующем году будет изготовлен и третий экземпляр. Вообще же, SpaceX уже продала шесть запусков Falcon 1.

Причём полёты будут выполняться как с атолла Кваджалейн, так и с калифорнийской авиабазы Ванденберг.

Merlin – керосиновый двигатель с рядом оригинальных решений. К примеру: турбонасосный агрегат тут «поставляет» керосин под давлением не только в камеру сгорания, но и в трубки гидравлической системы, управляющей качанием двигателя (вектором тяги), что устраняет необходимость в отдельном гидравлическом приводе (иллюстрация SpaceX).

Компания всерьёз намерена снизить расценки на запуски спутников. Не только в лёгком классе, но и в среднем и даже в тяжёлом.

Чуть позднее SpaceX планирует представить публике модели Falcon 5 и Falcon 9. Как и модель 1, обе они — двухступенчатые, и обе работают на топливной паре «керосин-кислород».

«Пятая» рассчитана на полезный груз в 4,1 тонны (на низкую орбиту), а вот «девятка» (кстати, она объявлена как система «полностью многоразового использования») будет иметь несколько исполнений, самое тяжёлое из которых должно доставлять около 25 тонн на низкую околоземную орбиту либо 9,65 тонны на геопереходную.

А вот это уже есть откровенный вызов мировым грандам в области пусковых услуг – ракетам «Протон» и Ariane. Ведь заявленная полная цена пуска Falcon 9 в самом тяжёлом варианте — для них просто убийственна. Она составляет $78 миллионов (со страховкой и всеми услугами).

Да и самый лёгкий вариант 9-й модели (9,3 тонны на низкую орбиту или 3,4 на геопереходную) оценивается SpaceX удивительно недорого — в $27 миллионов.

Первую ступень Falcon 9 будут толкать 9 движков Merlin, вероятно, уже «поколения 2», которое инженеры компании намерены сделать ещё более экономичным и технически совершенным, чем Merlin 1 (иллюстрация SpaceX).

Первый полёт Falcon 9 намечен на 2007 год (и этот старт уже забронирован американским правительством), а второй — на 2008-й. Этот пуск купил создатель первого космического отеля Роберт Бигелоу (Robert Bigelow).

Планы SpaceX на последующие годы — ещё более грандиозные. Модель Falcon 9 (а, может, и пятая в одном из своих вариантов) будет использована не только для неодушевлённых грузов, но также и для запуска людей (хоть на МКС, хоть на орбитальные отели мистера Бигелоу).

Вскоре компания обещает обнародовать проект «самого большого в мире» ракетного двигателя (неужели он будет крупнее тех, что стояли на первой ступени «Энергии»?). С ним маленькая SpaceX намерена довести линейку своих ракет до носителей с номинальной грузоподъёмностью в 100 тонн.

Цель — «ускорение колонизации Марса».



Gravity Probe B завершил практическую проверку теории Эйнштейна

18 ноября 2005

В мусорной корзине NASA выискался папа космического охотника

17 ноября 2005

Четыре робота подготовят Луну к прилёту людей

16 ноября 2005

Сверхскоростная звезда прибыла в нашу Галактику извне

15 ноября 2005

NASA построило стереотелевидение для Солнца

15 ноября 2005