Уран и Нептун дважды поменяли орбиты

Уран (слева) и Нептун (справа) сформировались в схожих условиях и выглядят почти как братья-близнецы — как в натуральных (вверху), так и в усиленных (внизу) цветах (фото NASA/E. Karkoschka/University of Arizona).

Исследование, проведённое доктором Стивом Дешем (Steve Desch), астрофизиком из университета Аризоны (Arizona State University), показало, что газовые гиганты Нептун и Уран во время своего формирования находились намного ближе к Солнцу, чем сейчас. Интересно, что впоследствии эти планеты поменялись друг с другом орбитами.

В настоящее время нет особых проблем с теорией формирования так называемых внутренних планет Солнечной системы — Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Считается, что они возникли в результате столкновений твёрдых кусков планетарного «стройматериала».

Однако газовые гиганты, расположенные ближе к окраине Системы, доставляют теоретикам немало хлопот.

Согласно существующим моделям, Уран с Нептуном формировались на протяжении нескольких миллиардов лет. Однако, учитывая химический состав этих тел, Деш обнаружил, что дело происходило намного быстрее.

В частности он обратил внимание на то, что в этих планетах содержится слишком много водорода и гелия — веществ, которые довольно быстро исчезли из Солнечной системы. А это значит, что процесс формирования Нептуна и Урана занимал не более десяти миллионов лет.

У учёных никогда не было единого мнения о том, в какой именно части Солнечной системы возникли эти и другие газовые гиганты. Однако Деш смог вычислить, что Уран и Нептун первоначально находились вовсе не там, где они располагаются теперь.

В настоящее время Нептун находится на расстоянии порядка 4,5 миллиардов километров от Солнца и является самой удалённой планетой «солнечной семьи» (напомним, что Плутон после своего разжалования к планетам не относится). Уран удалён от светила на меньшее расстояние — на 3 миллиарда километров.

Однако во время своей «ранней молодости» эти планеты были гораздо ближе к Солнцу, чем сейчас. При этом Деш считает, что в той области было больше веществ, которые впоследствии составили Уран и Нептун, а протопланетная туманность, окружающая Солнце, была в 4-10 раз плотнее, чем считалось ранее.

Спустя некоторое время из-за гравитационного воздействия Сатурна и Юпитера Уран и Нептун отодвинулись к окраине Солнечной системы. И это, согласно теории Деша, было только первым изменением орбит этих планет.

По данным учёного, на протяжении первых 650 миллионов лет существования Урана и Нептуна последний находился не дальше, а ближе к нашей звезде. И только затем произошла вторая «перестройка» орбит этих планет: они как бы поменялись местами, и Нептун «отъехал» к окраинным областям.

Некоторые новые выводы об эволюции этих и других планет Солнечной системы исследователь изложил в своей статье, вышедшей в «Астрофизическом журнале» (Astrophysical Journal).

Читайте также о горячем полюсе, открытых спутниках Нептуна и возможном полёте к нему.

И обязательно узнайте о детективной истории, тёмном облаке, суперионной воде и безнадёжных алмазах Урана, а также о его кольцах: с ребра, синих и всяких.

Локализовано место вспышки на быстрой звезде