Запуск спутника Марса отложен из-за конфликта интересов

Представители NASA не называли лиц, вовлечённых в «серьёзный» (как сказано) конфликт, из-за которого Марсу придется подождать «исследователя-скаута» лишние 26 месяцев (иллюстрация NASA).

Конфликт внутри одной из научных групп, готовивших предложение для NASA, привёл к печальному для науки результату: старт очередного искусственного спутника Марса перенесён с 2011 на 2013 год.

В NASA действует программа Mars Scout, в рамках которой агентство намерено запускать к Красной планете эффективные, но сравнительно простые и дешёвые аппараты (в дополнение к крупным и сверхдорогим миссиям), призванные пополнить наши знания о Марсе.

Первой миссией в рамках этой серии запусков стала Phoenix Mars Lander. Аппарат Phoenix (о нём мы подробно рассказывали) благополучно стартовал летом нынешнего года, а 25 мая 2008-го он должен высадиться на Марсе.

А вот со вторым полётом по программе Scout вышла досадная заминка.

В «финал соревнования» за средства NASA вышли две конкурирующие миссии: Great Escape и Mars Atmosphere and Volatile Evolution (MAVEN) — в обоих случаях речь идёт об орбитальном аппарате, который исследовал бы атмосферу Марса, помогая учёным понять, как эта планета превратилась из сравнительно тёплой и наполненной водой в холодную и сухую (последние открытия в этой области вы найдёте здесь).

Выбор миссии должен был состояться в конце нынешнего года, однако в одной из конкурирующих групп, как сообщает NASA, возник «суровый» конфликт интересов, из-за чего были поставлены под сомнения все расчёты стоимости миссии и другие важные данные, и потому вопрос о победившей команде разработчиков остался открытым.

Теперь судьбу миссии, стоимостью, к слову, $475 миллионов, агентство решит лишь в конце 2008-го, а пока претендентам предложено составить новые заявки, скорректированные с учётом нового окна запуска. Для науки — это досадная остановка, так как теперь второй «скаут» можно будет запустить лишь в 2013-м, вместо намеченного 2011-го.

Директор программы NASA по исследованию Марса Дуг Маккуишон (Doug McCuistion) заявил: «За 20 с лишним лет работы в агентстве я не видел ничего подобного». Он также добавил, что агентство сожалеет о задержке, но предпочитает устранить проблемы на раннем этапе, в том числе — возможный перерасход средств и срыв сроков работ.

Кстати, Европейское космическое агентство (ESA), напротив, пошло на риск ради поиска жизни на Марсе.

Частный Dragon отвезёт семерых на орбитальную станцию