На Мадагаскаре открыта самоуничтожающаяся пальма

Дрансфилд в сотрудничестве с жителями близлежащих деревень разрабатывает программу по сохранению обнаруженных растений. В ближайшем будущем они планируют продать семена пальмы всем ботаническим садам мира (фото John Millar).

Британские учёные из организации Kew Gardens открыли в северо-западной части Мадагаскара новый род пальм, а помогла им в этом Всемирная паутина.

Всё началось с прогулки одного французского плантатора Ксавьера Метца (Xavier Metz) и его семьи в окрестностях собственных владений. Совершающие променад обнаружили необычное растение, на фоне которого решили сфотографироваться. Позже снимки попали в Интернет, где привлекли внимание ботаника Джона Дрансфилда (John Dransfield), мирового эксперта по пальмам.

«Я не поверил своим глазам, — рассказывает Джон, — передо мной был образец, очень напоминающий талипотовую пальму (Corypha umbraculifera), которая встречается на острове Шри-Ланка. При этом что-либо подобное никогда не видели на Мадагаскаре».

Чтобы как можно скорее изучить листья, цветки и соцветия, Дрансфилд попросил о помощи своего малагасийского студента Михоро Ракотоариниво (Mijoro Rakotoarinivo), который собрал и выслал необходимый материал.

Вид был назван Tahina spectabilis. Tahina — имя одной из дочерей Ксавьера Метца (фото John Dransfield и с сайта telegraph.co.uk).

Выяснилось, что данное растение нельзя отнести ни к одному из ныне существующих видов пальм, более того, после анализа ДНК растение отнесли к новому роду.

После этого Джон был просто обязан сам посетить Мадагаскар, чтобы познакомиться с этим чудом.

Ствол пальмы возвышается над землёй на 18 метров, её листья образуют гигантские зонтики диаметром 5 метров. Некоторые из этих гигантских растений можно даже разглядеть на фотографиях Google Earth. Таким образом, эту пальму можно считать одним из самых крупных цветущих растений на острове, 80% растительности которого не встречается больше нигде на планете.

Точное местонахождение небольшого скопления пальм знает очень ограниченный круг людей, известно только, что, чтобы встретится с семейством Метц, Дрансфилд ехал на машине около трёх дней (фото John Dransfield).

Цветёт она необычно: на верхушке пальмы в определённый момент разрастается огромное соцветие с сотнями небольших благоухающих цветков, опылять которые могут и насекомые, и птицы. Чтобы цветки стали плодами, растение в течение нескольких месяцев, по-видимому, тратит все свои ресурсы, после чего умирает.

Учёные предполагают, что цикл жизни этого рода пальм очень велик (возможно, сто лет и больше), именно поэтому до сих пор на него никто и никогда не обращал внимания.

«Не ясным пока остаётся и то, как это растение попало на Мадагаскар, ведь его ближайшие родственники расположились на Аравийском полуострове, в Таиланде и Китае, то есть как минимум на расстоянии 6 тысяч километров», — добавляет Дрансфилд.

Детальное описание открытия вы найдёте в статье, опубликованной в журнале Botanical Journal of the Linnean Society.

Узнайте также о том, как учёные вырастили пальму из семени возрастом в 2 тысячи лет. Почитайте про «Сады дьявола», в которых растёт только один вид растений, и про необычные деревья, которые пьют туман.

Обдуренные муравьи выкармливают пахучих личинок