В Антарктике найден активный подлёдный вулкан

Самолёт Twin Otter, принадлежащий BAS, отправляется на разведку. На его борту расположено 8 радиолокационных антенн и магнетометр (фото Carl Robinson).

Учёные Хью Корр (Hugh Corr) и Дэвид Воан (David Vaughan) из британской организации по исследованию Антарктики (British Antarctic Survey — BAS) обнаружили вблизи залива Пайн-Айленд (Pine Island Bay) под западно-антарктическим ледяным щитом (West Antarctic Ice Sheet) новый вулкан. Возможно, именно его деятельность ответственна за самое быстрое на континенте течение льда в шельфовом леднике Пайн-Айленд.

Самым южным активным вулканом на Земле является Эребус (Erebus), расположенный на острове Росса (Ross Island). Кроме него в Антарктиде (тектонически достаточно спокойном континенте) находится несколько активных и спящих вулканов. Новый был найден после анализа данных, полученных с помощью зондирования ледяного покрова с воздуха. И хотя съёмка велась три года назад – открытие было совершенно только сейчас.

Сигналы от приборов явно свидетельствуют о том, что под слоем льда расположен слой пепла, который в свою очередь «говорит» о сравнительно недавней вулканической активности в этом месте, утверждают учёные в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Вертикальный срез льда, на котором показан слой пепла и точка извержения. Длина показанной полосы — примерно 150 километров. Шкала глубины в футах (иллюстрация Nature Geoscience).

Полученные сведения и моделирование позволили установить, что вулкан, находящийся в горах Хадсон (Hudson Mountains) на 74,6 градусе южной широты и 97 градусе западной долготы, извергался примерно в 207 году до нашей эры (±240 лет). В ходе этого природного катаклизма во льду была пробита достаточно большая дыра, через которую пепел и прочие продукты вулканического извержения распространились на площадь в 23 тысячи квадратных километров.

«Мы уверены, что данное извержение было самым крупным в Антарктике за последние 10 тысяч лет», — говорит в пресс-релизе BAS Корр.

Учёные предполагают, что имеющая место и поныне деятельность этого вулкана является причиной быстрого схода льда в этом регионе.

Групповое фото полярников, исследующих горы Хадсон в этом сезоне. Основные действующие лица: Хью Корр лежит в центре на земле, прямо за ним — профессор Дэвид Воан, пилот Twin Otter — Дэвид Летердэйл (David Leatherdale) в заднем ряду в центре в синей куртке (фото Carl Robinson).

Геотермальное нагревание также может быть отчасти (на уровне с потеплением вод Мирового океана) повинно в таянии льдов Антарктики. Однако доказать существование других вулканов не так-то просто – множество следов предыдущих извержений могли «затеряться» в море вместе с отколовшимися айсбергами.

Кстати, читайте о подлёдных реках Антарктиды. И узнайте также о том, как другие исследователи из BAS открыли вблизи Антарктиды великое множество новых видов и обнаружили, что пингвины охотятся парами.

Ночь в музее открыла учёным тайну голубого бриллианта