У всех голубоглазых людей был один общий предок

Различные фенотипы цвета глаз (a-d). Людей с голубыми глазами без единого пятнышка (a) относят к генотипу rs12913832 G/G, в то время как всех остальных (b-d) к генотипу rs12913832 A/G (фото Københavns Universitet).

Команда учёных под руководством доцента Ханса Эиберга (Hans Eiberg) из университета Копенгагена (Københavns Universitet) изучила мутацию, которая произошла около 6-10 тысяч лет назад, и обнаружила, что у ныне живущих людей с голубыми глазами, вероятно, был общий предок.

«Изначально у всех нас должны были быть карие глаза», — говорит в пресс-релизе университета Эиберг, преподаватель института клеточной и молекулярной биологии (Institut for Cellulær og Molekylær Medicin).

Однако произошедшая около 10 тысяч лет назад мутация, которая затронула ген OCA2, привела к тому, что производство меланина в радужной оболочке глаза было ограничено (и коричневая окраска была «разбавлена» до голубой).

Если бы OCA2 был бы полностью выключен, человек стал бы альбиносом, так как прекратилась бы выработка меланина в волосах, глазах и коже. В данном случае изменения привели лишь к частичному ограничению его производства организмом.

И хотя цвет глаз определяется различными параметрами, а не только количеством меланина, у голубоглазых его содержание в радужке значительно меньше, чем у всех остальных людей.

Изучая ДНК митохондрий, учёные установили, что у всех людей с голубым цветом глаз присутствует незначительное изменение в определённом месте двойной спирали. В то время как у кареглазых нет какой-то одной характерной «точки», их вариации в строении ДНК (в той её области, что отвечает за процессы, происходящие с меланином в организме) более обширны.

Из этого учёные и сделали вывод о том, что у всех голубоглазых был один общий предок, у которого и произошла данная мутация.

В данном исследовании приняли участие 155 голубоглазых датчан, пятеро турок и двое иорданцев. Подробности вы найдёте в статье, опубликованной в журнале Human Genetics (её укороченный вариант вы найдёте на этой странице).

По мнению Эиберга и его коллег, данную мутацию нельзя считать положительной или отрицательной. Она, как и другие «вариации» (цвет волос или полное их отсутствие, родинки или веснушки), не увеличила и не снизила шансы человека на выживание, а потому лишь свидетельствует о том, что природа «пробует разные варианты».

Читайте также о том, как учёные открыли ген цвета кожи человека и ген интеллекта. Узнайте, как гены "рассказали" учёным о том, что неандертальцы были рыжими и бледнолицыми, и о том, как генные мутации помогали древним людям находить плоды на деревьях.

Раскрыты детали синтеза крупнейшей рукотворной ДНК