Магеллановы облака проткнули Галактику пальцем

Расстояние между БМО и Галактикой составляет 168 тысяч световых лет. Эту огромную пропасть, оказывается, перекрыл водородный выброс (иллюстрация John Rowe Animations).

Наоми Маклюр-Гриффитс (Naomi McClure-Griffiths) и её коллеги из австралийской научно-исследовательской организации CSIRO открыли и измерили колоссальную струю водорода, которая вытекает из Магеллановых облаков и пронзает диск нашей родной Галактики.

Этот сверхдлинный выброс, перекрывший расстояние между Магеллановыми облаками и Млечным путём, назван HVC306-2+230. В Галактику он врезается в точке, отстоящей на 70 тысяч световых лет от Солнца. На нашем небе район этого космического столкновения находится примерно в созвездии Южный Крест.

Газовый «палец» (gas finger) астрономы разглядели при помощи австралийских радиотелескопов. Учёные говорят, что он является окончанием большого потока Leading Arm (то есть «ведущая рука»), выходящего из карликовых галактик-спутников (вернее — из Большого Магелланова Облака — БМО).

Схема «руки» и «пальца», пронзающих диск Млечного пути (иллюстрация John Rowe Animations).

Изучение этого потока, по мнению Наоми и её коллег, поможет лучше предсказать будущее Магеллановых облаков и, возможно, закончить спор о том, являются ли они действительно спутниками Млечного пути или только летят мимо.

Спутниками они считаются очень давно. Однако в прошлом году астрономы выяснили, что Магеллановы облака «заняты» надуванием большого газового пузыря, и что скорость их движения — куда больше ранее принятой, так что со временем эти две карликовые галактики нас покинут.

Тут, правда, остаётся открытым вопрос о корректном учёте влияния тёмной материи в компьютерных моделях динамики Магеллановых облаков.

Австралийские исследователи считают Leading Arm чем-то вроде приливной волны. Этот газ Млечный путь вытянул из Магеллановых облаков своим притяжением, утверждают астрономы. Авторы открытия говорят, что выяснение точного расположения этой «руки» и её «пальца» может помочь учёным высчитать, куда направятся далее сами Магеллановы облака.

По моделям, созданным Маклюр-Гриффитс и её соратниками по CSIRO, выходит всё же, что Магеллановы облака — спутники, и двигаться они будут примерно туда же, куда сейчас идёт поток водорода. Картина динамики «пальца» больше соответствует именно такой версии природы этой пары мини-галактик, нежели предположению, что они просто летят мимо Млечного пути. При этом австралийцы подчёркивают, что модель движения – не окончательная, и вопрос следует считать открытым.

Кстати, из БМО в Млечный путь когда-то перелетела сверхскоростная звезда.

Читайте также о "струе смерти", которая бьёт по одной галактике.

Меркурий порадовал учёных пауком