Расшифрован геном инфракрасной бактерии

Бактерия Acaryochloris marina открыта 11 лет назад в южной части Тихого океана, в районе Большого барьерного рифа. Использование ею для фотосинтеза «невидимого» света позволяет Acaryochloris marina уходить от соперничества с другими организмами за энергию (фото с сайта genomes.tgen.org).

Исследователи из университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St Louis) и университета Аризоны (Arizona State University) расшифровали геном цианобактерии Acaryochloris marina. Эта работа может стать важным шагом на пути создания новых источников биотоплива, поскольку данный микроорганизм обладает редкой способностью усваивать свет в ближней инфракрасной части спектра.

Авторы работы указывают, что Acaryochloris marina — организм удивительный, поскольку содержит очень редкий тип хлорофилла (chlorophyll) — хлорофилл d (chlorophyll d). Большинство растений и одноклеточных полагается в фотосинтезе на другие вариации хлорофилла — a и b, «работающие» в других участках спектра.

Расшифровка генома «инфракрасной бактерии» ещё не означает раскрытия всех тайн построения в клетке хлорофилла d. Потому учёные намерены взять несколько генов-кандидатов на управление синтезом хлорофилла d и поочерёдно перенести их из цианобактерии в геном каких-нибудь растений, синтезирующих только хлорофилл a. Так можно найти тот ген, который и нужен учёным.

Американские генетики полагают, что в будущем можно будет создать генетически модифицированные растения (например, кукурузу), которые смогут усваивать значительно более широкий спектр солнечного излучения, а значит — расти быстрее и вырастать до больших размеров, тем самым аккумулируя в виде биомассы больше энергии.

Скажем, стебель такой ГМ-кукурузы сможет поглощать свет в длинноволновой области спектра, а остальные части растения, как обычно, в коротковолновой, рассуждают экспериментаторы. Acaryochloris marina тут должна помочь учёным, поскольку эта цианобактерия стала первым «расшифрованным» организмом, из всех синтезирующих хлорофилл d.

Добавим, что даже в таком неплохо изученном процессе, как фотосинтез, ещё остаются белые пятна.

Читайте также о раскрытии цели изменения цвета листьев осенью и о моделировании облика инопланетных растений, а ещё о подземных бактериях, которые вместо фотосинтеза используют для поддержания жизни радиоактивное излучение.

У всех голубоглазых людей был один общий предок