Найдена одна из первых галактик во Вселенной

Открытая галактика в художественном представлении (NASA, ESA, G.Bacon/Space Telescope Science Institute).

Команда американских астрономов, возглавляемая Ларри Брэдли (Larry Bradley) из университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University), при помощи орбитальных телескопов Hubble и Spitzer открыла одну из самых ранних и далёких галактик.

Галактика A1689-zD1 удалена от нас на расстояние 12,8 миллиарда световых лет. Соответственно, мы видим её в ту эпоху, когда Вселенной было примерно 0,7-1,1 миллиарда лет (точно определить, когда произошёл Большой взрыв, пока не получается: текущие оценки — 13,5-13,9 миллиарда лет назад).

Это не рекорд. К примеру, мы сообщали об открытии галактик, удалённых от нас в пространстве и времени примерно на 13,2 миллиарда лет. Однако «новичок» интересен тем, что очень ярок для столь ранней галактики — там идёт бурный процесс образования звёзд.

Изучение A1689-zD1 должно внести свою лепту в понимание эволюции объектов, которые способствовали завершению так называемой «Тёмной эпохи» (периода, когда холодный водород, наполнявший молодую Вселенную, выступал в роли «тумана», делая космос фактически непрозрачным).

На основном снимке показан кластер Abell 1689, найденная галактика находится в обведённом квадрате. Справа сверху вниз: снимок Hubble в видимых лучах (A1689-zD1 не видна), снимок Hubble в ИК-диапазоне и ИК-кадр, отснятый Spitzer (фотографии NASA, ESA, L.Bradley и H.Ford (Johns Hopkins University), R.Bouwens и G.Illingworth (University of California, Santa Cruz).

Начался этот период, по нынешним представлениям, когда Вселенной было 300-400 тысяч лет от роду. Первые звёзды, а затем и целые галактики начали формироваться через 400 миллионов лет после Большого взрыва. Их становилось всё больше, и они постепенно нагревали водород, делая Вселенную прозрачной, так что окончательно разогнали тьму и закончили тем самым эпоху «Тёмных веков», когда Вселенная насчитывала примерно 1 миллиард лет.

A1689-zD1 удалось найти, используя эффект гравитационного линзирования, сообщает Hubble News Center. В качестве линзы выступала группа галактик Abell 1689, удалённая от нас «всего» на 2,2 миллиарда световых лет и расположенная между далёкой галактикой и нами. Её действие увеличило наблюдаемую яркость A1689-zD1 в 10 раз.

Любопытно, что в видимом диапазоне A1689-zD1 не видна (её свет из-за расширения Вселенной «ушёл» в инфракрасную часть спектра). Так что именно снимки в инфракрасном диапазоне позволили увидеть в данной галактике скопления из сотен миллионов массивных и ярких звёзд в области с поперечником в 2 тысячи световых лет.

Далёкая галактика на увеличенном снимке Spitzer (фото NASA, ESA, L.Bradley и H.Ford (Johns Hopkins University), R.Bouwens и G.Illingworth (University of California, Santa Cruz).

Это наблюдение соответствует более ранним открытиям, говорящим, что первые галактики во Вселенной были (в основном) невелики (по массе и размеру A1689-zD1 многократно меньше Млечного пути), а также о том, что звёздообразование в них шло в очень компактной области, в сравнении с размером получающейся, в конце концов, галактики.

Астрономы назвали A1689-zD1 одним из самых интересных объектов для будущего телескопа Джеймса Вебба (James Webb Space Telescope), старт которого намечен на 2013 год. Кстати, вскоре и Hubble увеличит свою зоркость в несколько раз.

Результаты изучения A1689-zD1 будут изданы в Astrophysical Journal.

Предлагаем вам прочитать о предыдущих далёких ярких галактиках, древнейших группах галактик и ранней супергалактике. А также о старейшей звезде в Млечном пути, возраст которой составлет 13,2 миллиарда лет.

Познакомьтесь также со вселенскими волокнами, влиявшими на первые звёзды, и теорией, описывающей события до Большого взрыва.

Лаборатория Columbus стала частью МКС