Новый мексиканский динозавр дудел брачные песни

Реконструкция черепа нового динозавра (иллюстрация Gaston Design).

Терри Гейтс (Terry Gates), Скотт Сэмпсон (Scott Sampson) и их коллеги из музея естествознания Юты (Utah Museum of Natural History) объявили об открытии нового вида травоядного динозавра, обладавшего незаурядными «музыкальными» способностями.

Находке 72 миллиона лет. Новый ящер, названный Velafrons coahuilensis, относится к утконосым динозаврам — гадрозаврам.

Обнаружен он был, вообще-то, ещё в начале 1990-х в ходе раскопок в мексиканском штате Коауила (Coahuila), которые вели совместно мексиканские и американские палеонтологи. Однако несколько сезонов полевых работ ушло на аккуратное выкапывание окаменелостей и не один год — на тщательный анализ строения скелета и определения, что за вид попал в руки учёных.

От названия штата, к слову, динозавр получил вторую половину своего имени, а первая означает «парусный лоб»: большой костяной гребень на голове — самая яркая черта внешности этого ящера.

Основываясь на анализе костей, авторы исследования определили, что данный экземпляр был подростком, несколько не дотянувшим на момент гибели до размеров взрослой особи.

В длину он насчитывал, тем не менее, целых 7,6 метра, так что взрослые его сородичи должны были вымахивать до 9-11 метров и весить 5-6 тонн, утверждают палеонтологи.

Реконструкция облика Velafrons coahuilensis (иллюстрация Todd Marshall).

Velafrons coahuilensis — первый утконосый динозавр с гребнем, найденный в этой части Северной Америки. Кроме того, он примечателен тем, что в Мексике вообще находят не так уж много динозавров. А ведь ящеры из данного региона и данной эпохи (конец мела) могут заметно дополнить и прояснить картину существовавшей тогда природы.

72 миллиона лет назад климат там был тёплый и влажный. Высокий уровень мирового океана привёл к заполнению водой значительной части Северной Америки, разделённой тогда пополам мелководным морем.

Динозавры, жившие в области Ларамидиа (Laramidia), это запад Северной Америки, занимали узкую полосу равнин между морем и горами. Нынешняя Мексика составляла южную оконечность этой земли (Центральная Америка ещё не сформировалась), местом, где солёная вода из океана смешивалась с пресной водой из рек.

Именно тут и обитал Velafrons, причём жил он у берега моря, о чём свидетельствуют окаменелости моллюсков, покрывающие его кости и останки некоторых других ящеров, найденные тут же (например, утконосого динозавра другого вида, а так же рогатого динозавра, тоже питавшемся растениями).

Вероятно, эти существа погибли во время сильного шторма, разрушившего участок берега, где кормилось стадо.

Гейтс говорит, что участок, где найдены кости Velafrons, оказался неожиданно богат на окаменелости, так что в связи с ним нам предстоит ещё не раз услышать какие-нибудь новости.

Терри Гейтс, к слову, постоянным читателям «Мембраны» знаком. Это он вместе со своими коллегами из университета Юты открыл ещё одного гадрозавра — "зубастого Шварценеггера".

А Сэмпсона и его товарищей по университету, к примеру, мы упоминали в связи с открытием удивительного динозавра, который находился на полпути превращения из хищника в травоядное существо.

Учёные не уверены относительно функции большого гребня — носовой кости, лежащей не перед глазами, а сверху черепа. Однако есть предположение, что он служил чем-то вроде большого резонатора, помогающего этому гадрозавру издавать «трубные» звуки, призывающие сородичей.

Как сообщает Гейтс в Deseret Morning News, свои «музыкальные» призывы самцы Velafrons coahuilensis, вероятно, использовали для привлечения самок во время брачного сезона.

О результатах изучения динозавра учёные сообщили в пресс-релизе университета Юты и материале в журнале «Палеонтология позвоночных» (Journal of Vertebrate Palaeontology).

Читайте о том, как окаменелость кожи гадрозавра нашлась в японской школе.

Птерозавр-воробей поедал на завтрак насекомых мезозоя