Психологи открыли связь между действием плацебо и стоимостью мнимого лекарства
Дэн Ариэли (Dan Ariely) из университета Дюка (Duke University) поставил ряд опытов, наглядно показавших, что реальное действие лекарства напрямую зависит не только от его фактического состава, но и от его ценника, и от репутации у потребителя, созданной рекламой.
В опытах Ариэли группа испытуемых должна была сообщать о своём ощущении боли, вызываемой ударами тока, которые (ощущения) должны были ослабить «новейшие обезболивающие».
Сначала 82 «пациента» испытали на себе действие небольшого электрошока, приложенного к запястью, для получения представления о «базовом» уровне боли. Далее испытуемых разделили на две группы.
Первой группе перед повторным испытанием выдали брошюру с описанием «новейшего обезболивающего препарата», стоящего аж $2,5 за таблетку. Далее им раздали эти таблетки и повторно проверили реакцию на электрошок.
Второй группе показали брошюры с описанием «обезболивающего лекарства, недавно уценённого до 10 центов» (без пояснений — почему). Далее выдали эти самые таблетки и также провели повторное испытание электротоком.
В первой группе 85% испытуемых сообщили об уменьшении боли, в то время как во второй таких набралось лишь 61%.
Между тем и в той, и в другой группе «пациенты» приняли совершенно одинаковые пустышки — плацебо!
Ариэли говорит, что полученные результаты доказывают важность психологической составляющей приёма лекарств. Это нужно учитывать при выписывании таблеток врачом, при оформлении упаковок и в прочих ситуациях, когда ещё до приёма лекарства у пациента уже складывается некий «прогноз» о его будущем воздействии, который человек неосознанно и реализует.
Читайте о том, как учёные увидели работу эффекта плацебо в мозге, как гомеопатические средства были приравнены к плацебо и как экспериментаторы вознамерились разобраться с влиянием на восприятие боли веры в Бога.