Cassini бросил новый взгляд на таинственный Энцелад

В точке наибольшего сближения Cassini пролетел на высоте всего 50 километров над поверхностью Энцелада, а в момент пролёта через выбросы — на высоте 200 километров (иллюстрация NASA/JPL).

12 марта космический аппарат Cassini выполнил очередное сближение с Энцеладом. Учёные, занятые обработкой данных с этого аппарата, опубликовали первые результаты визита зонда к ледяной луне Сатурна.

На скорости 15 километров в секунду Cassini пролетел через гейзеры южного полярного региона Энцелада, собрав, как предполагается, образцы частиц, выбрасываемых этой луной в космос. Однако пока результаты «по гейзерам» не обнародованы.

Зато учёные поделились другим открытием: во время сближения с Энцеладом Cassini выполнил детальную съёмку и северного полушария, которое преподнесло планетологам сюрпризы.

Оказалось, что район северного полюса этого спутника в геологическом отношении гораздо старше южного региона и покрыт богатой россыпью кратеров различного размера. Многие кратеры покрыты сеткой мелких параллельных трещин.

Учёные говорят, что кратеры северного региона Энцелада находятся на разных стадиях разрушения вследствие тектонической активности, вероятно, проистекающей из-за глубинного подогрева (одна из версий происхождения этого тепла — тут).

Этот снимок северного полушария (в видимом диапазоне) был сделан 12 марта 2008-го с расстояния 32 тысячи километров от спутника. Кратеры Али-Баба (Ali Baba) и Аладдин (Aladdin) являются одними из крупнейших на этом спутнике. Левее видны борозды Самарканд (Samarkand), правее — крупный регион на ведущем полушарии луны, заполненный тектоническими разломами и хребтами. Оба участка поверхности являются сравнительно молодыми в геологическом плане. Интересно, что Самарканд проходит через ряд старых кратеров, которые были разрушены процессами, сформировавшими борозды. Но, как теперь выяснилось, не полностью. Учёные нашли следы этих старых кольцевых валов (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Кэролин Порко (Carolyn C. Porco), специалист миссии Cassini и сотрудник американского космического института (Space Science Institute), говорит: «Эти изображения подробно демонстрируют, насколько северный полюс луны отличается от южного, что является важным для понимания сложной геологической истории Энцелада».

Кстати, Порко постоянным читателям «Мембраны» известна по открытию "летающих тарелок" Сатурна, изучению загадок Япета и Багдада Энцелада, а также — странностей колец.

Один из новых снимков Энцелада, сделанный 12 марта 2008 года и (внизу) одно из лучших (пока) изображений фонтанов этой луны, отснятое, правда, в 2005-м (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

В июне нынешнего года заканчивается номинальный четырёхлетний срок миссии Cassini, но работу аппарата предполагается продлить. Ведь он может принести нам ещё немало чудесных открытий. Напомним, самое свежее из них: кольца у луны Реи.

Читайте также о тайне тёмного материала спутников Сатурна.

Марс и Венера похоже теряют атмосферу