Аллигаторы перемещают лёгкие внутри тела

Долгое время зоологи считали, что развитая мускулатура вокруг лёгких позволяет аллигаторам одновременно дышать и передвигаться по суше (фото Hannah Chirillo).

Что помогает аллигаторам двигаться в воде практически бесшумно и проделывать манёвры, оставаясь незамеченными? Именно этим вопросом озадачились учёные из университета Юты (University of Utah). Оказалось, что в этом грозным рептилиям помогают лёгкие.

Вместо того чтобы размахивать плавниками или бить по воде ногами, крокодилы используют мускулатуру, окружающую лёгкие, для того чтобы переместить центр плавучести. Когда воздух вместе с лёгкими перемещается ближе к хвосту – аллигатор ныряет, к голове – всплывает на поверхность, ближе к одному боку – туловище вращается в воде.

«Мы обратили внимание на то, что этим животным нет необходимости использовать все имеющиеся мускулы, чтобы просто дышать», — рассказывает в пресс-релизе университета зоолог Ти-Джей Юриона (T. J. Uriona).

Юриона держит одну из молодых особей подопытных миссисипских аллигаторов (Alligator mississippiensis) (фото Hannah Chirillo).

Тогда исследователи решили провести серию экспериментов с двухлетними миссисипскими аллигаторами (молодняк достигал в длину 40-50 сантиметров, для сравнения – взрослые особи могут вырасти до 5 метров). Всего в исследовании приняли участие пять особей из Рокфеллеровского заповедника Луизианы (Louisiana’s Rockefeller Wildlife Refuge).

Информацию об активности тех или иных мускулов (было исследовано четыре группы) поставляли электроды, которые были имплантированы в ткани животных.

В первой серии экспериментов аллигаторы просто плавали в тёплой воде в четырёхсотлитровых резервуарах. Затем на их челюстях или у основания хвоста были закреплены дополнительные грузы (до четверти веса особи), чтобы более тщательно изучить работу мускулатуры в случае дополнительной нагрузки.

Учёные пришли к выводу, что крокодилы маневрируют в воде, также контролируя количество вдыхаемого воздуха (чем больше – тем туловище ближе к поверхности). Таким образом, лёгкие не только снабжают ткани кислородом, но и помогают животному передвигаться в пространстве.

Верхний рисунок показывает положение печени, лёгких животного и четырёх групп мускулов, которые перемещают лёгкие вперёд-назад и в стороны. Голова аллигатора находится слева, хвост — справа (здесь не показаны). Нижний рисунок демонстрирует положение тех же органов, когда крокодил вдыхает (печень отодвигается к хвосту) (иллюстрация C. G. Farmer и David Carrier).

Кстати, подобные мышцы есть и у других крокодилов, черепах, ламантинов, африканских шпорцевых лягушек и некоторых видов саламандр. Вполне вероятно, что назначение у них тоже не одно (выяснением этого учёные собираются заняться в ближайшем будущем).

Юриона и его руководитель Си-Джи Фармер (C. G. Farmer) полагают, что давным-давно эти группы мышц служили исключительно для передвижений в воде, а уже потом они приобрели дыхательную функцию.

Приблизительно 145 миллионов лет назад, когда предки крокодилов переместились в воду с суши, они использовали мускулатуру для того, чтобы не быть замеченными по ряби на воде потенциальными жертвами и другими хищниками.

Статья зоологов появится в одном из ближайших выпусков Journal of Experimental Biology.

Кстати, команда учёных под руководством всё того же Фармера относительно недавно выяснила, что крокодилы используют клапан сердца для переваривания жертвы целиком.

У муравьёв обнаружена передача власти по наследству