Древняя железка наполняется новым зелёным смыслом

Очередные висячие сады – футуристическое чудо света в Манхэттене (иллюстрация с сайта archrecord.construction.com).

Современная мода сходит с ума по vintage – старым вещичкам, которые случайно не выбросили в ХХ веке, но ставшими актуальными сейчас. Некоторое время это было эффектным средством сделать странной внешность человека. И вот за дело взялись архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Но теперь — чтобы сделать диковинной внешность города…

Сейчас одной из наиболее масштабных достопримечательностей западной части Манхэттена является непонятное сооружение: через 22 квартала города на высоте около 10 метров тянется эстакада с проложенной по ней железнодорожной линией. Издалека не очень понятно, что это такое, но вблизи Хай Лайн (The High Line — так сами жители называют эту постройку) создаёт шокирующее впечатление: ограждения проржавели, осыпались, а колея поросла травой и кустарником.

Казалось бы, что может сделать муниципалитет с таким чудищем? Конечно, незамедлительно снести, как только это было бы возможно. Однако это оказалось не так просто. Впрочем, давайте по порядку.

Строительство Хай Лайн (фото с сайта thehighline.org).

История с Хай Лайн началась ещё 1847 году, когда было решено построить железнодорожную линию, проходящую через весь западный район Манхэттена. Но как только по путям поехали первые вагоны, жизнь в городе стала ужасной: из-за поездов возникала сумятица. Все, кто участвовал в уличном движении: люди, лошади, транспорт – могли оказаться жертвой несчастного случая. А на 10-й авеню из-за этого происходило столько трагедий, что её окрестили «улицей смерти».

Всё, что могли сделать городские власти – это распорядиться об обязательном сопровождении поезда группой всадников с флагами. Люди их в шутку называли «вестсайдскими ковбоями», хотя, конечно, это был мрачноватый юмор.

Вездесущие городские «художники» раньше всех заявили свои права на Хай Лайн (фото с сайта thehighline.org).

Это продолжалось до 1929 года, когда по совместному соглашению властей города, штата и владельцев железной дороги было решено реализовать план улучшения запада Манхэттена, который, разумеется, касался и железной дороги. Было решено поднять пути с земли и провести их по эстакаде.

И вот в 1934 году линия приобрела современный вид. В то время это был невероятно амбициозный проект: эстакада длиной в 13 миль проходила над 105 автомобильными перекрёстками! На это было потрачено $150 миллионов – это сегодняшних $2 миллиарда!

В развилках эстакада настолько широка, что хочется приспособить её для спортивных мероприятий (фото с сайта thehighline.org).

Хай Лайн начиналась от 35-й улицы и заканчивалась на вокзале Сент Джонс Парк (карту смотрите здесь, PDF, 414 кб). Постройка спроектирована таким образом, чтобы проходить внутри кварталов, а не над улицами – во избежание вредных механических воздействий на инфраструктуру метро.

Интересно заметить, что Хай Лайн непосредственно соединяла фабрики и склады, позволяя поездам проезжать прямо внутри зданий!

Простор для фантазии огромен – кому-то эта деталь эстакады напомнит о готических соборах, а кому-то об американских фильмах «нуар» 1940-1950 годов. Справа: гротеск по-манхэттенски — железная дорога, идущая из стены в стену (фотографии с сайта thehighline.org).

В 1950-х началось бурное развитие автомобилестроения, и обычные машины взяли на себя основную часть грузоперевозок. К началу 1960-х Хай Лайн стала почти бесполезной, и было решено её частично демонтировать; но даже в неразрушенной части линия была рабочей только на севере города.

Постепенно движение по линии сокращалось, а в 1980-м оно прекратилось полностью. Судя по складывавшимся обстоятельствам, Хай Лайну оставалось существовать недолго.

В середине 1980-х появилась группа предпринимателей, захотевших купить землю под эстакадой, а потом – для собственного удобства – развалить ненужную «железяку». Однако в «жизни» Хай Лайн вдруг появился местный житель Питер Облец (Peter Obletz) – «железнодорожный» энтузиаст, который оспорил в суде угрозу уничтожения эстакады и даже хотел восстановить железнодорожное сообщение по линии. Несмотря на это, в 1991-м дорогу всё же снова «сократили», разрушив её южную часть на протяжении четырёх кварталов.

Кто бы мог представить себе, что место пропитанного мазутом железнодорожного полотна займёт такая вот идиллия? (иллюстрация с сайта thehighline.org).

После этого внимание к Хай Лайн, от длины которой осталось всего полторы мили, на несколько лет остыло. Но ещё не кончился век – и в 1999-м двое друзей-активистов — Джошуа Дэвид (Joshua David) и Роберт Хэммонд (Robert Hammond) основали некоммерческое общество в защиту Манхэттенской железной дороги, которое так и назвали – «Друзья Хай Лайн». (Friends of the High Line).

Вскоре эти товарищи за компанию с общественной организацией Design Trust for Public Space затеяли огромное множество судебных дел из-за Хай Лайн, из которых с гордостью вышли победителями.

Так запущенная дорога выглядит сейчас (фотографии с сайта thehighline.org).

Затем в 2002-м они смело издали брошюру (файл PDF; 5,35 Мб) с подробным планом восстановления этого непонятного архитектурно-инженерного памятника.

Очередной шаг в 2003 году показал всю серьёзность намерений «Друзей Хай Лайн»: они устроили международный конкурс идей дизайна Хай Лайн и получили целую гору вариантов от 720 участников из 36 стран! Было из чего выбрать – железную дорогу предлагали сделать чем угодно – от ветряной электростанции до экстремального велотрека.

Эстакада навевает мысли о покинутой много лет назад промзоне (фотографии с сайта thehighline.org).

Но и на этом «Друзья» не остановились: отбор проектов продолжился в 2004-м. И только в 2005-м окончательно было решено остановиться на проекте, созданном известным «трио» архитекторов: Элизабет Дилер (Elizabeth Diller), Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio) и Чарльзом Ренфро (Charles Renfro) — Diller Scofidio + Renfro — и ландшафтным бюро Field Operations.

Конечный вариант предлагает многофункциональный дизайн эстакады, который будет совмещать в себе всё то, чего не хватает жителю мегаполиса: парки, клумбы, простирающиеся на многие сотни метров, плавательные бассейны, бульвары, спортивные комплексы.

Ещё пара эскизов будущего парка (иллюстрации с сайта thehighline.org).

Наверх будут вести красивые лифты. А вблизи одного из участков эстакады самыми именитыми архитектурными компаниями будут построены новые здания. Причём расстояние от эстакады до зданий увеличат, чтобы добавить парку света и увеличить его визуальный отрыв от города.

Собственно, отрыв этот особенно остро должен ощущаться изнутри, при посещении парка, дабы у людей создавалась атмосфера отдыха и отключения от суеты мегаполиса.

Необычный получится парк: ширина от 10 до 20 метров, а длина – почти 2,5 километра (иллюстрация с сайта archrecord.construction.com).

Официально новый проект начал реализовываться в апреле этого года, и все будущие виды Хай Лайн поражают своей лёгкостью и комфортностью, хотя и существуют только в компьютерных моделях.

А вот окажутся ли они такими же привлекательными в действительности – покажет 2008 год, когда откроются первые секции этой пока что загадочной для многих постройки.

Подчеркнём, что главные элементы конструкции останутся без изменения и будут напоминать посетителям о своей давней и непростой истории. Такой архитектурный vintage получается.



Минусовой паб напоит англичан русской водкой на канадском льду

28 апреля 2006

NASA объявило войну стервятникам

28 апреля 2006

Ручного панду впервые выпустили в дикую природу

28 апреля 2006

Сквозь табачную башню пройдут Солнце и ветер южного Китая

25 апреля 2006

Избушка на вертеле раскручивает своих жильцов

20 апреля 2006