Открыто новое семейство сверхпроводников

Джон Тсе намерен изучить при помощи синхротронного излучения структуру различных гидридов, находящихся под высоким давлением, а также поработать над применением гидридов в качестве систем хранения водорода (фото University of Saskatchewan).

Джон Тсе (John Tse) из канадского университета Саскачевана (University of Saskatchewan) и его коллеги из германского института химии Макса-Планка (Max-Planck-Institut für Chemie) впервые показали в эксперименте, что сверхпроводимость можно наблюдать в молекулярных гидридах.

Физики давно предполагают, что водород может становиться сверхпроводником, однако для этого его нужно сжать и перевести в очень плотную твёрдую форму. Необходимое для такого превращения давление равно 400 гигапаскалям, что пока находится за пределами возможностей лабораторий.

Тем не менее учёные нашли способ обойти это ограничение. Экспериментаторы из Германии и Канады проверили на практике предположение, высказанное ранее Нейлом Эшкрофтом (Neil Ashcroft) из университета Корнелла (Cornell University): нужно сжимать не чистый водород, а богатые этим элементом гидриды.

Тсе и его коллеги сжали силан (в обычном состоянии — изолятор) до давления в 50 гигапаскалей, и он превратился в металл, то есть — проводник. При дальнейшем сжатии и охлаждении силан стал сверхпроводником. Температура перехода в сверхпроводящее состояние была равна 17 кельвинам при давлении 96-120 гигапаскалей, что намного меньше, чем для чистого водорода.

Учёные говорят, что в металлической фазе силан имеет «тесноупакованную» гексагональную решётку с высокой плотностью атомарного водорода. Таким образом, эксперимент поддерживает идею моделирования металлического водорода в богатых этим элементом сплавах, пишут авторы опытов в своей статье в Science.

Данное открытие поможет физикам в разработке новых соединений и составов, претендующих на роль промышленных сверхпроводников (сам Тсе намерен изучить в этом плане и другие гидриды), возможно, работающих при ещё более высоких температурах.

Читайте также об очагах сверхпроводимости при температуре выше критической, странном поведении магнитного поля в сверхпроводнике и корвете на сверхпроводниках.

Физики придумали способ создания атомов без ядра